pomogutebe.ru pomogutebe.ru

Время работы: с 8:00 на 20:00 мск

8 (961) 939-09-05

Заказать обратный звонок

Формирование экологической культуры старшеклассников на занятиях ОБЖ


Содержание

Введение. 5

1. Теоретические аспекты проблемы формирования экологической культуры в курсе ОБЖ   8

1.1 Сущность понятия экологической культуры и особенности ее формирования у школьников. 8

1.2 Анализ программы ОБЖ на предмет освещения вопросов экологии в 10-11 кл. 20

1.3 Возможности формирования экологической культуры на уроках ОБЖ. 22

2. Опытно - экспериментальная работа по формированию экологической культуры старшеклассников на уроках ОБЖ.. 26

2.1 Диагностика уровня сформированности уровня экологической культуры у старшеклассников. 26

2.2 Формы и методы формирования экологической культуры.. 35

2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы. 49

Заключение. 56

Список литературы.. 57


Введение

 

В современном российском образовании происходят изменения, связанные с модернизацией содержания и структуры общего образования. При этом экологическое образование (обучение, воспитание и развитие) подрастающего поколения является одним из наиболее динамично развивающихся компонентов образования и рассматривается в мировой практике как важнейшая мера преодоления экологической опасности. В настоящее время целью экологического образования становится не столько формирование знаний и умений, сколько развитие экологического сознания, мышления, культуры, поэтому в педагогической теории и практике идет поиск эффективных путей формирования экологической культуры личности. Экологизация содержания традиционных школьных предметов, введение в практику школы новых интегрированных курсов, создание экологически направленной образовательной среды - важнейшие условия, выполнение которых способствует формированию личности с экологической культурой.

Сущность экологической культуры получила свое отражение в трудах отечественных ученых Н.Ф. Винокуровой (2004), И.Д. Зверева (1987), А.Н. Захлебного (1987), И.Т. Суравегиной (1990) и др. В исследованиях этих авторов показаны структура экологической культуры и её роль в осуществлении природоохранительной деятельности учащихся. В ряде научных трудов отмечается, что одним из важнейших принципов экологического образования является непрерывность. При этом под непрерывностью понимается взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития личности на протяжении всей его жизни. В научных работах Т.В. Драгуновой (1973), Л.И. Божович (1968), JI.C. Выготского (1987) отмечается, что эффект взрослости и потребность в творческой самореализации сопровождается у старшеклассников повышенным интересом к самопознанию. Это можно использовать как опору в формировании личности старшеклаксников. В современных психолого-педагогических исследованиях отмечается, что у старшеклассников весь спектр отношений с окружающим миром эмоционально окрашен. На эмоциональном опыте, умении сопереживать, ощущать себя частью живой системы у подрастающего поколения формируются экологическое сознание и экологическая культура. Педагоги-исследователи З.Н. Малафей (1995), Я.Н. Чержевский (1979), обращают внимание на то, что эмоциональное воспитание является важным компонентом экологического образования, оно дает возможность каждому учащемуся эмоционально включаться в мир природы. Отношение к окружающей среде формируется в процессе взаимодействия эмоциональной, интеллектуальной и волевой сфер психики человека. Формирование экологической культуры невозможно без развития чувственно-эмоциональной сферы личности в совместной деятельности воспитателей и воспитанников по охране природы. Общение школьников с природой может осуществляться в ходе познавательной, организационно-практической, просветительской, учебно-игровой и других видов деятельности.

В настоящее время появилось много программ в области экологического образования старшеклассников. Значительная часть их посвящена игровым формам деятельности: А.Н. Бирюкова (2004), Л.Д. Бобылева (2002), Д.Н. Кавтарадзе (1998), А.В. Кандаурова (1995), А.Н.Колосков (1997), Т.Н. Мягких (2002), В.А.Селищев (1995). В теории и практике экологического образования стала разрабатываться и на практике применяться экологическая игра - форма экологического образования, в основе которой лежит учебно-игровая деятельность учащихся, стимулирующая высокий уровень мотивации, интереса и эмоциональной включенности [11]. Экологические игры претерпели значительную теоретическую переработку, что позволило им подняться на новый уровень организации.

Все выше отмеченное выдвигает проблему создания в школах педагогических условий формирования экологической культуры старшеклассников на занятиях ОБЖ.

Цель исследования: выявить и экспериментально проверить эффективность программы формирования экологической культуры старшеклассников на уроках ОБЖ.

Задачи исследования:

       - осуществить анализ специальной литературы по проблеме формирования экологической культуры;

    -  определить методики  для выявления  уровней экологической культуры старшеклассников;    

   -   разработать программу формирования экологической культуры старшеклассников на занятиях ОБЖ;

   -     определить эффективность программы формирования экологической культуры.

Объект исследования: процесс формирования экологической культурыстаршеклассников.

Предмет исследования: формирование экологической культуры старшеклассников на занятиях ОБЖ.

База для исследования:  Гимназия № 3 г. Орска. 


Возврат в  Заказать эту работу