pomogutebe.ru pomogutebe.ru

Время работы: с 8:00 на 20:00 мск

8 (961) 939-09-05

Заказать обратный звонок

Особенности наглядно-действенного мышления с умственной отсталостью


Содержание

Введение. 3

Глава 1 теоретические основы мышления младших школьников с умственной отсталостью   4

1.1 Психолого-педагогические особенности младших школьников с умственной отсталостью.. 4

1.2  Мышление детей с умственной отсталостью.. 12

Глава 2 опытно-экспериментальная работа по изучению особенностей наглядно-действенного мышлений младших школьников. 25

2.1 Основы опытно-экспериментальной работы.. 25

2.2 Анализ результатов исследования. 28

Заключение. 33

Список литературы.. 36

Приложение 1. 38


Введение

Умственная отсталость – это стойкое нарушение познавательной деятельности, вследствие органического поражения коры головного мозга. Данное понятие объединяет многочисленные и разнообразные формы патологии, характеризующиеся недоразвитием когнитивной сферы, высших психических процессов, различающиеся по этиологии, локализации, патогенезу, клиническим проявлениям, времени возникновения и особенностям течения [11, с. 273].

Для умственной отсталости характерна более или менее равномерная недостаточность как предпосылок интеллекта (внимание, память), так и его высших функций (способность к сопоставлениям, обобщениям, анализу и синтезу, способность к творческому, оригинальному и абстрактному мышлению, к самостоятельным суждениям и умозаключениям).

Вследствие недоразвития высших психических функций отмечаются затруднения обобщать впечатления прошлого и настоящего, делать из них выводы и таким образом приобретать опыт, новые знания и понятия. Запас знаний всегда ограничен. Вследствие затруднения усвоения отвлеченных понятий они не улавливают их переносного смысла. Неспособность к абстракции может проявляться уже и в том, что счет производится только в именованных числах или при помощи подсобных предметов, счет отвлеченных чисел недоступен. Затруднено отличие главного от второстепенного, дифференциация явлений разного порядка, лучше усваивается форма, нежели внутренний смысл явлений.

У умственно отсталых лиц слабо выражена склонность к фантазированию, так как они не могут создавать новые образы из материала старых представлений.

Наиболее же существенным нарушением психической деятельности лиц с умственной отсталостью является недостаточность критического отношения к себе и ситуации, неспособность понять целесообразность своих поступков и предвидеть их последствия.

Несформированность мыслительных процессов сказывается на общем интеллектуальном и социальном развитии детей с умеренной умственной отсталостью, задерживает и затрудняет процесс обучения, углубляет негативное отношение этих детей к познавательной деятельности.
Вместе с тем, ранняя и целенаправленная коррекция мыслительных процессов у детей с умственной отсталостью является одним из важнейших условий их психического развития в целом, обеспечения готовности детей к обучению, предупреждения вторичных отклонений в развитии этих детей.
Таким образом, проблема исследования мышления и его коррекции у детей с умственной отсталостью относится к числу актуальных, теоретически и практически значимых, но недостаточно разработанных в теории и практике, что и послужило основой для исследования данной проблемы.

Вышеизложенное свидетельствует об актуальности данного исследования.

Цель исследования: выявить особенности наглядно-действенного мышления с умственной отсталостью.

Объект исследования: младшие школьники с умственной отсталостью.

Предмет исследования: процесс наглядно-действенного мышления младших школьников с умственной отсталостью.

Задачи исследования:

  1. Изучить специальную литературу по проблеме исследования.
  2. Определить понятия «умственная отсталость», «мышление».
  3. Разработать и апробировать программу диагностики наглядно-действенного мышления младших школьников с умственной отсталостью.

Возврат в  Заказать эту работу