pomogutebe.ru pomogutebe.ru

Время работы: с 8:00 на 20:00 мск

8 (961) 939-09-05

Заказать обратный звонок

Школьная адаптация младших школьников с умственной отсталостью


Содержание


Введение.......................................................................................................... 3

Глава 1 теоретический аспект школьный адаптации младших школьников с умственной отсталостью..................................................................................................... 6

1.1 Психолого-педагогические особенности младших школьников с умственной отсталостью.................................................................................................. 6

1.2  Особенности школьной адаптации детей с умственной отсталостью 14

Глава 2 опытно-экспериментальная работа по изучению готовности к школьному обучению как компонента адаптации младших школьников..................... 26

2.1 Основы опытно-экспериментальной работы...................................... 26

2.2 Анализ результатов исследования...................................................... 30

Заключение.................................................................................................... 45

Список литературы....................................................................................... 48

Приложение 1................................................................................................ 50

Приложение 2................................................................................................ 50

Приложение 3…........................................................ ……………………..…69

 



Введение 

Изменения в социальном, экономическом и культурном развитии нашей страны поставили ряд актуальных проблем перед исследователями и практическими работниками в сфере образования, в том числе и специального. Одной из важнейших задач обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии на современном этапе является их подготовка к самостоятельной жизни в новых социально-экономических условиях в качестве полноправных членов общества. В этой связи основная цель совершенствования и развития системы специального образования, его содержательной стороны состоит в оптимальном содействии развитию потенциальных возможностей детей с отклонениями в развитии, их познавательной деятельности и личности в целом (И.М.Бгажнокова, 1994, 1995; Н.Н.Малофеев, 1997 и др.).

Системный подход обязывает педагогов и психологов к поиску таких путей и способов в коррекционной работе, которые бы наилучшим образом соответствовали индивидуальным возможностям учащихся, особенно в начальный период их обучения в школе. В психологической науке данный этап определяется как этап школьной адаптации, так как характеризует своеобразие и специфику вхождения учащихся в учебный процесс и, в известной мере, отражает перспективы их дальнейшего продвижения в последующие годы обучения.

Школьная адаптация в психолого-педагогической литературе рассматривается как результат и процесс активного приспособления ребёнка к условиям новой среды, связанный со сменой ведущей деятельности и социального окружения (Я.Л.Коломинский, Е.А.Панько, 1988; В.С.Мухина, 1988; И.В.Дубровина, 1988 и др.). Наряду с другими факторами (социальными, психологическими, биологическими) успешное начало школьного обучения обусловлено сформированным и устойчивым уровнем развития интеллектуальных умений  у ребёнка, его мотивационно-потребностной сферы, навыков произвольного поведения, готовностью к совместной деятельности с педагогом и сверстниками и др. (Л.И.Божович, 1948; М.В.Матюхина, 1984; М.И.Лисина, Г.И.Капчеля, 1987; Д.Б.Эльконин, 1989; Е.Е.Кравцова, 1991; Н.И.Гуткина, 1997 и др.).

В силу психофизического недоразвития названные психические функции и качества личности изначально дефицитарны при умственной патологии, что подтверждается практикой специальных образовательных учреждений и позволяет выдвинуть предположение о существенных затруднениях, которые испытывает ребёнок при вхождении в новый и сложный вид деятельности. Процесс адаптации к новой социальной действительности связан с реализацией субъектом специфических (адаптационных) возможностей, в частности, таких как самостоятельность, активность в деятельности, конструктивность во взаимоотношениях с окружающими, адекватность эмоционального реагирования и др., которые развиваются в ходе спонтанного или организованного социального опыта (А.А.Налчаджян, 1988; Ю.А.Александровский, 1993 и др.). В этом смысле детей с психическим недоразвитием можно отнести к категории неблагополучных, поскольку сложное сочетание патологии развития с неблагоприятной (в большинстве случаев) социокультурной средой значительно препятствует своевременному формированию адаптационных механизмов.

Проблема адаптации умственно отсталых детей и подростков широко рассматривается современными исследователями (О.К.Агавелян, 1974, А.И. Раку, 1976; Л.Плох, 1984 и др.). Вместе с тем, значительная часть работ посвящена, главным образом, изучению вопросов социальной адаптации лиц с интеллектуальной недостаточностью, и в гораздо меньшей степени изучались её психологические факторы и механизмы (И.А.Коробейников, 1997; Е.Г.Трошихина, 1997 и др.).

В частности, в специальной литературе по проблемам детей с умственным недоразвитием недостаточно сведений, раскрывающих причины их неблагоприятной школьной адаптации, к которым в возрастной психологии относят особенности развития различных видов деятельности в младшем школьном возрасте (учебной, коммуникативной и др.), а также принятие и выполнение ребёнком системы школьных требований, освоение программы обучения; становление ролевых отношений с педагогом; индивидуально-личностные особенности самого ребёнка; профессионально-личностную готовность педагога к взаимодействию и сотрудничеству с ребёнком и т.д.

Вышеизложенное свидетельствует об актуальности данного исследования.

Цель исследования: выявить особенности школьной адаптации у младших школьников с умственной отсталостью.

Объект исследования: младшие школьники с умственной отсталостью.

Предмет исследования: процесс школьной адаптации младших школьников с умственной отсталостью.

Задачи исследования:

  1. Изучить специальную литературу по проблеме исследования.
  2. Определить понятия «умственная отсталость», «школьная адаптация».
  3. Подобрать комплекс методик для исследования процесса адаптации умственно-отсталых учащихся в коррекционной школе-интернате.
  4.  Провести диагностику адаптационных возможностей умственно-отсталых подростков, обработать результаты исследования, сформулировать выводы и рекомендации.

Возврат в  Заказать эту работу