pomogutebe.ru pomogutebe.ru

Время работы: с 8:00 на 20:00 мск

8 (961) 939-09-05

Заказать обратный звонок

Модели психолого-педагогического ребенка с нарушением речи


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОДЕЛЕЙ ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ….6

1.1            Основные психодиагностические модели в изучении детей с нарушениями речи……………………………………………………………….6

1.2           Медицинская модель……………………………………………………….7

1.3           Педагогическая модель…………………………………………………...11

1.4           Специальная диагностическая модель (логопедическая)………………16

1.5           Психологическая модель………………………………………………….22

ГЛАВА 2. АПРОБАЦИЯ МОДЕЛИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ……………………………27

2.1 Психолого-педагогическая диагностика детей с ФФНР…………………27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…35

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………37

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Речь — важнейшая психическая функция, присущая только че­ловеку. Благодаря речевому общению отражение мира в сознании одного человека постоянно пополняется и обогащается тем, что отражается в общественном сознании, связывается с достижения­ми всей общественно-производственной и культурной деятельности человечества. Таким образом, речь является основой коммуника­тивной функции, которая осуществляется посредством того или иного языка. Благодаря этому мы воспринимаем прозу Л. Толсто­го и Э. Хемингуэя, стихи А. Пушкина и В. Шекспира, используем теоретическое наследие Д.Менделеева и А. Эйнштейна.

На основе речи и ее смысловой единицы — слова формируются и развиваются такие психические процессы, как восприятие, вооб­ражение, память. На огромное значение речи для развития мыш­ления и формирования личности неоднократно указывал Л. С. Вы­готский, который писал: «Развитие устной речи, вероятно, самое удобное явление для того, чтобы проследить механизм формиро­вания поведения и сопоставить подход к этим явлениям, типичный для учения об условных рефлексах, с психологическим подходом к ним. Развитие речи представляет прежде всего историю того, как формируется одна из важнейших функций культурного пове­дения ребенка, лежащая в основе накопления его культурного опыта».[2]

Речь формируется в процессе общего психофизического развития ребенка. К условиям формирования нормальной речи относятся нормальная ЦНС, наличие нормального слуха и зрения и достаточный уровень активного речевого общения взрослых с ребенком.[4]

В тех случаях, когда у ребенка сохранен слух, не нарушен ин­теллект, но имеются значительные речевые нарушения, которые не могут не сказаться на формировании всей его психики, го­ворят об особой категории аномальных детей — детях с речевыми нарушениями.

Изучением, предупреждением и коррекцией речевых наруше­ний занимается отрасль дефектологии логопедия (от греч. logos — слово и paideia — воспитание). Логопедия исторически складывалась как интегративная область знаний о психической и, конкретнее, речевой деятельности человека, речевых и языковых механизмах, обеспечивающих формирование речевой коммуникации в норме и патологии. Педагогические основы логопедической науки были разработаны в ИКП РАО в работах проф. Р.Е.Левиной и ее сотрудников и период с 1965 по 1980 гг. Становление логопедии в нашей стране связано также с именами М.Е.Хватцева, О.П.Правдиной, Р.Е.Левиной и другими. Современный этап развития логопедии связан с разработкой научных представлений о различных формах речевых нарушений, а также созданием эффективных методик их преодоления. [3],[4]

Как указывают Л.И.Белякова, Е.А.Дьякова [4] подавляющее число детей с речевыми нарушениями обучаются в общеобразовательной школе и с каждым годом количество таких детей растет. Дети с речевой патологией, как правило, имеют трудности в обучении. Знание педагогом основ логопедии необходимо для нахождения адекватных форм обучения и воспитания таких детей.

В связи с актуальностью нами сформулирована тема исследования: «Модели психолого-педагогического изучения ребенка с нарушением речи».

   Проблема исследования: каковы  методы исследования психолого-педагогических особенностей детей с речевыми нарушениями
   Цель исследования: рассмотреть модели психолого-педагогического изучения детей с нарушениями речи. 

Объект исследования: дети с нарушениями речи.

Предмет исследования:  Дети с ФФНР.

   В соответствии с целью, объектом, предметом исследования нами сформулированы следующие задачи:
  1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
  2. Раскрыть сущность понятий: «речь», «нарушения речи».
  3. Определить психолого-педагогические особенности  детей с нарушениями речи.
  4. Апробирование модели психолого-педагогического исследования детей  с нарушениями речи, на примере с детьми с ФФНР.

Методы исследования: наблюдение, объяснение, беседа, педагогический эксперимент.         


Возврат в  Заказать эту работу