pomogutebe.ru pomogutebe.ru

Время работы: с 8:00 на 20:00 мск

8 (961) 939-09-05

Заказать обратный звонок

Межгрупповые взаимодействия и конфликты в среде младших школьников


СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3 
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ МЕЖГРУППОВЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ И КОНФЛИКТОВ В СРЕДЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ……………………………………………………………………..6
1.1.          Межгрупповые отношения…………………………………………………...6

1.2. Определение конфликта, содержание, типы и способы протекания………..8

1.3. Конфликты в условиях учебной деятельности………………………………21

1.4. Возрастные особенности младших школьников ……………………………24

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ КОНФЛИКТОВ В СРЕДЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ………………………………………………….….38

2.1. Проведение социометрической процедуры………………………….………38

2.2 Результаты социометрического опроса………………………………….……42

2.3. Программа тренинга…………………………………………………….……..46

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………….……58
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………..……….60
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….63


ВВЕДЕНИЕ

Если конфликт вызревает и развертывается между различными группами в пределах данного коллектива (общности) или между группами, представляющими различные общности, то мы имеем дело с межгрупповым конфликтом. Типичным проявлением такого рода конфликтов, отягощенных различными формами враждебности, вплоть до весьма острых, сопровождаемых настоящими побоищами, стали в последнее время стычки между фанатичными болельщиками различных футбольных клубов как в нашей стране, так и за рубежом.

В свою очередь, внутригрупповые конфликты в зависимости от того, насколько едины или разобщены друг с другом члены данной группы в понимании значимости той или иной цели их совместных действий или же в определении способов ее достижения, подразделяются на информационные и процедурные. Или, например, члены одной территориальной общности деревни или поселка, оказавшегося в зоне радиоактивного загрязнения в результате Чернобыльской катастрофы, едины в том, что главное в их совместной деятельности - спасение жизни, в первую очередь, своих детей, но одни выступают за немедленное отселение в экологически чистый район, а другие - категорически против этого, полагая, что, по имеющейся у них информации, можно при создании соответствующих условий (чистые продукты питания, медицинская помощь и др.) вполне нормально жить и на старом месте, мы имеем дело с типичным информационным конфликтом. Иное дело, когда все жители данной деревни убеждены в необходимости переселения в экологически безопасную зону, а ожесточенный спор ведется из-за того, переселяться ли организованно, т.е. всей их сплотившейся общностью в общее для всех новое место жительства, либо каждый должен осуществить такое переселение по своему усмотрению. В таком случае перед нами процедурный конфликт, вспыхивающий тогда, когда группа не может достичь взаимоприемлемого соглашения по способам и формам достижения общей для всех ее членов цели.

Межгрупповые конфликты (в том числе и конфликты в организациях). Их субъектами выступают малые группы, организации, производственные и другого типа коллективы. Борьба подразделений предприятия за выгодный заказ, конкуренция фирм за рынок сбыта могут служить примерами этих конфликтов.

            В связи с актуальностью нами сформулирована тема исследования: «Межгрупповые взаимодействия и конфликты в среде младших школьников».
            Проблема исследования: изучение конфликты в среде младших школьников.
            Цель исследования: является исследование динамики протекания конфликта в среде школьников.
            Объект исследования: младшие школьники.
            Предмет исследования:  изучение урегулирования конфликтов.
            В соответствии с целью, объектом, предметом исследования нами сформулированы следующие задачи:
  1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
  2. Определить сущность понятий: «конфликт», «виды конфликтов».
  3. Выявить особенности  протекания конфликтов в среде младших школьников.
  4. Разработка коррекционной программы

Гипотеза исследования: если использовать предложенные нами методики по урегулированию конфликтов, то этот процесс будет протекать более успешно.  

Методы исследования: наблюдение, объяснение, социометрия, анкетирование,  педагогический эксперимент.        

Обоснование выбора литературных источников: в исследовании данной темы мы опирались на идеи и теории проблемы В.М.Афонькова, М.М. Рыбаковой, и др.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

Во введении обосновывается актуальность темы, определяется проблема, цель и задачи, объект и предмет, гипотеза, методы исследования.

В первой главе «Теоретические аспекты изучения межгрупповых взаимодействий и конфликтов в среде младших школьников» анализируется понятие «конфликт», рассматривается виды конфликтов, раскрыта технология урегулирования конфликта.  
            Во второй главе «Экспериментальное изучение конфликтов в среде младших школьников» представлены результаты опытно-экспериментальной работы.

В заключении изложены основные выводы по исследованию, намечены направления и перспективы дальнейшего изучения данной проблемы.

Общий объем курсовой работы составляет 65 страниц машинописного текста. Список литературы  включает 32 наименования.

На защиту выносятся следующие положения:

- конфликт — ситуация, когда два или более субъекта взаимодействует таким образом, что шаг вперед в удовлетворении интересов, восприятия, ценностей или желаний одного из них означает шаг назад для другого или других;

- конфликты в среде школьников можно разрешить с использованием предложенных методик.

Возврат в  Заказать эту работу