pomogutebe.ru pomogutebe.ru

Время работы: с 8:00 на 20:00 мск

8 (961) 939-09-05

Заказать обратный звонок

Диагностика и развитие внимания у подростков


СОДЕРЖАНИЕ

 

стр.

Введение

2

 Глава 1

Теоретические основы изучения особенностей внимания в подростковом возрасте

5

1.1

1.2

Общая характеристика внимания

Особенности развития внимания

5

18

 

1.3

Индивидуально-возрастные и психологические особенности младших подростков

 

22

1.4

Особенности развития внимания подростков

28

 

Глава 2

Опытно-экспериментальная работа по диагностике внимания подростков

30

2.1

Описание опытно-экспериментальной работы

 

30

2.2

2.3

2.4

Выявление уровня развития внимания

Развитие внимания подростков

Результаты опытно-экспериментального исследования

 

33

39

43

 

Заключение

47

Литература

50

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу. Поэтому вниманием называют избирательную направленность сознания на выполнение определенной работы. Формы проявления внимания многообразны. Оно может быть направлено на работу органов чувств (зрительное, слуховое и т.п. внимание ), на процессы запоминания, мышления, на двигательную активность.

            Проблемами исследования внимания занимались такие великие  ученые  как Ухтомский А.А., Бродбент Д.Е., Павлов И.П., Ланге Н.Н.,  Узнадзе  Д.Н.,  они выдвигали множество теорий внимания, но несмотря на значительное  количество исследований,  проблема  внимания  не  стала  менее  значимой.   По-прежнему продолжаются споры о  природе  внимания.  Но  практически  все  исследования подчеркивают индивидуальность внимания.

Актуальность темы заключается в том, что жалобы на недостаток внимания и усидчивости у школьников составляет 90% всех жалоб со стороны родителей и учителей. Проблемой нарушения внимания школьный психолог занимается больше всего, возможно, потому, что симптомы нарушения внимания самые очевидные, а также потому, что существует большое количество методик для диагностики и, самое главное, коррекции подобных нарушений.

Два раза в год в каждом классе проводится фронтальное обследование внимания. Результаты анализируются и используются для предупреждения и коррекции трудностей в обучении. В процессе этих исследований становится очевидным необходимость превратить ученика из пассивного объекта диагностики в заинтересованного в результате участника, понимающего причины своих трудностей и готового к их преодолению.

            В связи с актуальностью нами сформулирована тема исследования: «Диагностика и развитие внимания у подростков».
            Проблема исследования: каковы возможности развития внимания в подростковом возрасте.
            Цель исследования: определение возрастных особенностей   внимания подростков. 
        Объект исследования: процесс диагностики и развития внимания подростков.    
Гипотеза исследования состоит в том, что единственная функция, которую мы можем исследовать фронтально в динамике, — это внимание и поскольку внимание осуществляет функцию контроля деятельности, оно тесно связано с развитием самоконтроля и успеваемости школьников.
            В соответствии с целью, объектом, предметом исследования нами сформулированы следующие задачи:
  1. Провести анализ литературных источников по исследуемой проблеме с целью выявления теоретических основ исследования.
  2. Раскрыть сущность понятия: «внимание».
  3. Определить возрастные  особенности внимания подростков.
  4. Спланировать и провести эксперимент по изучению функции внимания у школьников 10-х классов.
  5.   Проанализировать и интерпретировать полученные экспериментальные данные.

Исследовательской базой является 10 класс школы №43 г. Челябинска.

Методы исследования: наблюдение, объяснение, анкетирование,  педагогический эксперимент.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем обоснованы возрастные особенности развития внимания.

Практическая значимость исследования заключается в том, что повышение внимания было достигнуто путем внедрения разработанных методик.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

   Во введении обосновывается актуальность темы, определяется проблема, цель и задачи, объект, гипотеза, методы исследования, его научная новизна и практическая значимость.

В первой главе «Теоретические основы изучения особенностей внимания в подростковом возрасте» раскрыто понятие «внимание», анализируются свойства внимания, рассматривается процесс развития внимания, выделены возрастные особенности развития внимания подростков.

            Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по диагностике внимания подростков» представлены результаты опытно-экспериментальной работы.

В заключении изложены основные выводы по исследованию, намечены направления и перспективы дальнейшего изучения данной проблемы.

Общий объем курсовой работы составляет 50 страниц машинописного текста. Список литературы  включает 35  наименований.


Возврат в  Заказать эту работу