pomogutebe.ru pomogutebe.ru

Время работы: с 8:00 на 20:00 мск

8 (961) 939-09-05

Заказать обратный звонок

Особенности и приемы развития мнестических процессов у детей с нарушением речи


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………..………………………....3

ГЛАВА 1. ДЕТИ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ……….…………...…………...……..7

1.1. Анатомо-физиологические механизмы речи и основные закономерности ее развития у ребенка………………………………………………………..…….……7

1.2. Причины речевых нарушений…………………………………………..……...8

1.3. Основные виды речевых нарушений………………………………………..…9

1.3.1. Дислалия…………………………………………………………………...…..9

1.3.2. Нарушение голоса…………………………………………………………...10

1.3.3. Ринолалия………………………………………………………………….…11

1.3.4. Дизартрия…………………………………………………………………….12

1.3.5. Заикание………………………………………………………………….…..14

1.3.6. Алалия……………………………………………………………………..…15

1.3.7. Анафазия……………………………………………………………………..16

1.3.8. Нарушение развития речи………………………………………………..…18

1.3.9. Нарушение письма и чтение……………………………………………..….23

1.4. Память…………………………………………………………………………..27

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ И ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ МНЕМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ……………………………..33

2.1. Определение детей с нарушением речи.…………………………………..…33

2.2. Применение методик по повышению уровня сформированности памяти ..39

2.3. Результаты эксперимента…………………………………………………..…40

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..42

ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………...43

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………….………44

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Дети с речевыми нарушениями обычно имеют функциональные или органические отклонения в состоянии центральной нерв ной системы.

Наличие органического поражения мозга обусловливает то, что эти дети плохо переносят жару, духоту, езду в транспорте, долгое качание на качелях, нередко они жалуются на головные боли, тошноту и головокружения. У многих из них выявляются различные двигательные нарушения: нарушения равновесия, координации движений, недифференцированность движений пальцев рук и артикуляционных движений (т. е. несформированность общего и орального праксиса).

Такие дети быстро истощаются и пресыщаются любым видом деятельности (т. е. быстро устают). Они характеризуются раздражительностью, повышенной возбудимостью, двигательной расторможенностью, не могут спокойно сидеть, теребят что-то в руках, болтают ногами и т. п. Они эмоционально неустойчивы, на строение быстро меняется. Нередко возникают расстройства на строения с проявлением агрессии, навязчивости, беспокойства. Значительно реже у них наблюдаются заторможенность и вялость. Эти дети довольно быстро утомляются, причем это утомление накапливается в течение дня к вечеру, а также к концу недели. Утомление сказывается на общем поведении ребенка, на его самочувствии. Это может проявляться в усилении головных болей, расстройстве сна, вялости либо, напротив, повышенной двигатель ной активности. Таким детям трудно сохранять усидчивость, работоспособность и произвольное внимание на протяжении всего урока. Их двигательная расторможенность может выражаться в том, что они проявляют двигательное беспокойство, сидя на уроке, встают, ходят по классу, выбегают в коридор во время урока. На перемене дети излишне возбудимы, не реагируют на замечания, а после перемены с трудом сосредотачиваются на уроке.

Как правило, у таких детей отмечаются неустойчивость внимания и памяти, особенно речевой, низкий уровень понимания словесных инструкций, недостаточность регулирующей функции речи, низкий уровень контроля за собственной деятельностью, на рушение познавательной деятельности, низкая умственная работоспособность.

Мы считаем, что именно память нужно развивать у детей с нарушением речи, так как именно разного рода память служить связующим звеном, окружающим миром.

В связи с актуальностью нами сформулирована тема исследования: «Особенности и приемы развития мнемических процессов у детей с нарушением речи».

Проблема исследования: каковы особенности развития памяти у детей с нарушением речи.

Цель исследования:    заключается в решении проблемы. 

Объект исследования: процесс развития памяти у детей с нарушением речи.

Предмет исследования: сущность и особенности развития мнемических процессов у детей с нарушением речи.

Цель исследования: выявить и обосновать особенности развития мнемических процессов у детей с нарушением речи.

В соответствие с целью, объектом, предметом исследования нами сформулированы следующие задачи:

  1. Изучить специальную литературу по проблеме исследования.
  2. Раскрыть сущность понятия «память», «нарушение речи».
  3. Разработка и апробирование коррекционной программы, направленной на повышение мнемических процессов.

Гипотеза исследования: если применять предложенные методики, то развития мнемических процессов будет более успешным.

Методы исследования:

- Анкетирования

- Тестирование

- Упражнения

Опытно – экспериментальная база исследования: соотносится с объектом и предметом исследования Орская школа №10

         Методологическая основа исследования Волкова Г.А., Ефименкова Л.Н., Жукова Н.С., Лалаева Л.В., Мастюкова Е.М., Садовникова И.Н., Филичева Т.Б., Худенко Е.Д., Чиркина Г.В., Шаховская С.Н., Ястребова А.В.

Научная новизна исследования заключается в том, что определены педагогические условия применения методик по развитию мнемических процессов у детей с нарушением речи.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработаны методики по развитию мнемических процессов у детей с нарушением речи, отвечают современным требованиям.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

Во введении обосновывается актуальность темы, определяется проблема, цель и задачи, объект и предмет, гипотеза, методы исследования, его научная новизна и практическая значимость.

В первой главе «Дети с нарушением речи», анализируются причины расстройства речи у детей; выделены виды речевых нарушений и условия развития памяти у детей с нарушением речи.

Во второй главе «Особенности развития мнемических процессов у детей с нарушением речи» представлены результаты опытно-экспериментальной работы.

В заключении изложены основные выводы по исследованию, намечены направления и перспективы дальнейшего изучения данной проблемы.

Общий объем курсовой работы составляет 46 страницу машинописного текста, в работе приведены таблицы. Список литературы  включает 29 наименований.

Приложение содержит 5 таблиц, 1 диаграмму.

На защиту выносятся следующие положения:

ü     Поднимаемый вопрос является до конца не изученным.

Разработанные методики являются эффективными при решении задач обучения и воспитания детей с нарушением речи.


Возврат в  Заказать эту работу