pomogutebe.ru pomogutebe.ru

Время работы: с 8:00 на 20:00 мск

8 (961) 939-09-05

Заказать обратный звонок

Развитие вербальной памяти у дошкольников с задержкой психического развития


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВЕРБАЛЬНОЙ ПАМЯТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ  С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ………………………………………………………………………..5

1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей ЗПР……………..5

1.2 Особенности развития вербальной памяти у дошкольников с задержкой психического развития……………………………………………...16

1.3 Роль дидактических игр в развитии детей с ЗПР…………………...23

Выводы по первой главе………………………………………………….28

ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ И КОМПЛЕКСА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ ПАМЯТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР……………………………………………………...29

2.1 Коррекционная программа по развитию памяти у старших дошкольников с ЗПР «Развиваем память»……………………………………..29

2.2 Подбор игр на развитие памяти дошкольников…………………….40

Выводы по второй главе………………………………………………….43

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………..……………….45

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...47

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования: Проблема обучения и развития детей с задержкой психического развития (ЗПР) не является новой в отечественной педагогике. Она привлекла внимание исследователей еще в прошлом столетии. Т.А. Власова, B.C. Лубовский, Г.Е. Сухарева и др. изучили причины задержки психического развития, раскрыли особенности познавательной и эмоциональной сфер личности учащихся с ЗПР, определили их типы. Рекомендации ученых помогли педагогам в работе с такими детьми.

Задержка психического развития носит, как правило, временный характер, но для ее преодоления необходимо создание специальных условий обучения и воспитания; и чем раньше начинается этот процесс, чем грамотнее он осуществляется, тем успешнее нормализуется проблемная ситуация.

В последние годы отмечается значительный рост количества детей с отклонениями в развитии. Наиболее многочисленной категорией являются дети с задержкой психического развития (ЗПР). Память одна из важнейших психических функций. Роль памяти в развитии ребенка огромна.

З.М.Истомина подчёркивала, что  на ранних этапах развития память  включена в процесс восприятия, носит непреднамеренный, непроизвольный характер. Ребенок не умеет ставить перед собой  цель запомнить и не принимает мнемическую задачу, данную взрослым. Как отмечает П.И.Зинченко, непроизвольно запоминается тот материал, который включен в активную деятельность. На запоминание влияет  называние объектов словом, привлекательность их для детей. На протяжении дошкольного возраста происходит постепенный переход от непроизвольной памяти к произвольной.

По мнению В.С.Мухиной, сначала ребенок осознает цель припомнить, а затем  и цель запомнить, научится выделять и усваивать мнемические средства и  приемы. В старшем дошкольном возрасте  формулируются предпосылки для осуществления самоконтроля в процессе запоминания, под которым  понимается умение соотносить получаемые результаты деятельности с заданным образцом. На развитие памяти существенное внимание оказывают все виды деятельности  ребенка, но игра среди них занимает ведущее место. Ведь цель запомнить и припомнить при выполнении роли  имеет для ребенка очень наглядный, конкретный смысл. Развитие памяти является одном из «ключевых» моментов в развитии дошкольника, «обслуживает» развитие других познавательных процессов и является значимым показателем готовности к школе. Для того чтобы у ребенка сформировать познавательную деятельность необходимо проводить коррекционную работу.

Объект исследования: вербальная память дошкольников с задержкой психического развития.

Предмет исследования: процесс развития вербальной памяти дошкольников с задержкой психического развития.

Цель исследования: развития вербальной памяти дошкольников с задержкой психического развития.

Задачи:

- изучить психолого-педагогическую характеристику детей ЗПР;

- рассмотреть особенности развития вербальной памяти у дошкольников с задержкой психического развития;

- выявить роль дидактических игр в развитии детей с ЗПР;

- разработать коррекционную программу по развитию памяти у старших дошкольников с ЗПР «Развиваем память»;

- осуществить подбор игр на развитие памяти дошкольников

Методы исследования: анализ методологической литературы, синтез, сравнени, обобщение.


Возврат в  Заказать эту работу