pomogutebe.ru pomogutebe.ru

Время работы: с 8:00 на 20:00 мск

8 (961) 939-09-05

Заказать обратный звонок

Внимание и успешность обучения младших школьников


Содержание

 

 

Введение ……………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы произвольности влияния в младшем школьном возрасте ……………………………………………………..6

1.1           Феномен внимания в отечественной и зарубежной психологии. Возрастные особенности основных свойств внимания ………………….6

1.2           Психолого-педагогические особенности развития познавательных процессов в младшем школьном возрасте ……………………………….13

1.3           Особенности саморегуляции, самоконтроля и произвольности поведения в младшем школьном возрасте …………………………………………….19

Глава 2. Эмпирическое исследование связи успешности учебной деятельности и уровня развития произвольного внимания ………………………………………26

2.1. Описание условий, процедуры и методик исследования …………………26

2.2. Анализ и результаты исследования …………………………………………29

2.3. Направления работы по развитию произвольного внимания у детей младшего школьного возраста ……………………………………………………33

Заключение …………………………………………………………………………38

Список литературы ………………………………………………………………..40

Приложение …………………………………………………………………………42

 

 

Введение

 

Современная система российского образования характеризуется наличием структурно-содержательных преобразований, тесно связанных со сменой общенаучной парадигмы, которая имеет место в современном мире. Так, в рамках новой образовательной парадигмы особую актуальность приобретают вопросы формирования гуманистически-ориентированного научного сознания. В этой связи основной целью образования подрастающего поколения является не просто совокупность знаний, навыков и умений, а основанных на них личностной и социальной компетентности. Другими словами современный ребенок должен уметь самостоятельно добывать, анализировать и эффективно использовать полученную информацию, быть способным к рациональному функционированию в стремительно меняющихся социальных условиях жизнедеятельности.

Успешное обучение в начальной школе возможно лишь при достаточном уровне развития познавательных процессов детей, в частности, это касается развития произвольного внимания. Современной школой предъявляются особые требования в части произвольности внимания: это касается сформированности умений осуществлять деятельность без отвлечения, следовать инструкции, осуществлять контроль за результатом.  Таким образом, внимание является важнейшим динамическим показателем развитости всех психических процессов. Ввиду этого развитое внимание может быть рассмотрено как основа и залог эффективности и успешности учебной деятельности.

Современная зарубежная и отечественная психология рассматривает проблему внимания с различных сторон. Многими авторами разрабатывается проблематика теорий внимания, исследуется его роль в рамках деятельности человека (С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский), изучаются физиологические механизмы внимания (И.П. Павлов, Т. Рибо, А.Н. Леонтьев). При этом, важное значение а уделяется психолого-педагогическим аспектам внимания (Н.Ф. Добрынин, С.Л. Кабыльницкая, П.Я. Гальперин, Н.В. Дубровинская и др.). Особое место в рамках подобных исследований авторы уделяют процессам развития произвольного внимания. Развитие и совершенствование внимания не менее важно, чем обучение счету, письму и чтению. Развитость внимания может выражаться в точном исполнении связанных с ним действий. При этом, образы, которые человек получает при внимательном восприятии, будут отличаться четкостью и ясностью. Таким образом, при высокой степени развитости всех видов внимания мыслительные процессы будут протекать правильнее и быстрее, а движения будут выполняться более четко и аккуратно.

Учитывая актуальность рассматриваемой проблемы, и была выбрана следующая тема курсовой работы: «Особенности произвольного внимания у детей с различным уровнем успешности в обучении».

Цель исследования: выявление влияния степени сформированности произвольного внимания на уровень успешности учебной деятельности младших школьников.

Объект исследования: произвольность внимания у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: особенности развития произвольности внимания у детей младшего школьного возраста.

Гипотеза исследования: предполагаем, что уровень успешности учебной деятельности зависит от степени  сформированности произвольного внимания младших школьников. В частности, чем выше уровень развитости произвольного внимания младшего школьника, тем более эффективными оказываются результаты его учебной деятельности.

На основании поставленной цели были сформулированы следующие теоретические и экспериментальные задачи исследования:

-              Проанализировать феномен внимания в отечественной и зарубежной психологии.

-              Рассмотреть психолого-педагогические особенности развития познавательных процессов в младшем школьном возрасте.

-              Рассмотреть особенности саморегуляции, самоконтроля и произвольности поведения в младшем школьном возрасте.

-              Экспериментальным путём выявить влияние степени сформированности произвольного внимания на уровень успешности учебной деятельности младших школьников.

-              Разработать рекомендации по развития произвольного внимания у младших школьников.

Методологическую основу исследования составили: теория деятельности (Л.C. Выготский, М.С. Каган, А.Н. Леонтьев и др.), теория развития личности в деятельности и общении (Б.М. Теплов, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), теории развития высших психических функций, концептуальный подход в рамках понимания связи развития психики детей с их обучением и воспитанием (П.Я. Гальперин, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев).

Для решения поставленных задач используются следующие методы исследования: теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы по теме исследования; синтез, классификация. Эмпирические: наблюдение; беседа; обобщение педагогического опыта; диагностические методы (оценивание результатов деятельности детей, качественная и количественная обработка результатов).

Практическая значимость работы. Практическая значимость исследования определяется выявлением особенностей учебной деятельности в начальной школе в зависимости от уровня сформированности произвольного внимания, разработкой направлений работы, направленной на развитие произвольности внимания у детей младшего школьного возраста. Результаты исследования и представленные разработки могут использоваться педагогами и психологами начального звена учреждения образования в повседневной работе.

База исследования: Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 27 г. Орска».

Структура курсовой  работы: работа состоит из введения, словаря основных понятий, двух глав, заключения, списка литературы, и приложений.


Возврат в  Заказать эту работу