pomogutebe.ru pomogutebe.ru

Время работы: с 8:00 на 20:00 мск

8 (961) 939-09-05

Заказать обратный звонок

Проблема самоутверждения личности в социальной группе


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение................................................................................................. 3

1 Теоретический анализ литературы по проблеме самоутверждения и его реализации в межличностных особенностях................................................. 7

1.1 Понятие самоутверждения личности в психологии....................... 7

1.2 Взаимосвязь личность-группа, общество..................................... 12

1.3 Самоутверждение, как специфический вид деятельности............ 19

2 Опытно-экспериментальная работа по развитию полноценной личности в социальной группе у детей подросткового возраста.................................. 26

2.1 Модель опытно-экспериментальной работы................................ 26

2.2 Констатирующий этап исследования............................................ 28

2.3 Формирующий этап исследования................................................ 33

2.4 Контрольный этап исследования.................................................. 41

Заключение........................................................................................... 46

Список использованных источников.................................................. 49

Приложение.......................................................................................... 51

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Человечество, стоящее на пороге нового тысячелетия, более обостренно испытывает необходимость в новых концептуальных подходах к осмыслению сущности человеческого бытия. С развитием немецкой классической философии, немаловажную лепту в которую внесли работы Иммануила Канта, становится явной внутренняя дифференциация проблемы человека, в частности, в ней вычленяется самостоятельный аспект - человеческое самоутверждение. Проблема самоутверждения личности в социальной группе возникает как логическое следствие развития проблем самопознания, самоосуществления, самореализации. С этого момента появляется возможность теоретического оформления понятия «самоутверждения личности». Предыдущие этапы истории мысли подготовили необходимую феноменологическую базу для этой возможности. Однако сам феномен самоутверждения в силу своих незрелых форм еще не мог стать объектом философской рефлексии, да и сама рационалистическая традиция достигла своих высот лишь в рамках немецкой классической философии.

[4]

Современная социальная востребованность теоретической разработки данной проблемы связана с объективными тенденциями как исторического, так и природного развития, затрагивающими коренные основы бытия человека. Ситуация такова, что есть смысл говорить о планетарном, мировом масштабе действия «антропогенного» фактора. В XX веке, как отметил B.C. Библер, появляется ужас, а вовсе не соблазн от растущих сил самодетерминации.

В современной социальной практике, демонстрирующей широкий спектр форм и типов самоутверждения, поиск смысла данного феномена становится возможным благодаря тому, что все его исторические типы представлены во взаимосвязи и интенсивной динамике. Данное обстоятельство уже само по себе служит созданию определенной мыслительной ситуации.

[1]

Итак, реалии современного общества отражают высокую потребность в философской рефлексии всех возможных способов человеческого самоутверждения и культурной социализации личности в целом.

Цель работы: теоретический и практический анализ феномена самоутверждения подростков в социальной группе в свойственном им многообразии и амбивалентности через выявление их онтологических оснований в общественной природе социальной группы и раскрытие мировоззренческого характера проблемы самоутверждения личности путем практического исследования.

Анализ теоретико-практических результатов данной работы могут использоваться в педагогике, возрастной психологии, психоанализе и психотерапии, работа может стать основой научных статей и публикаций, ее материалы могут быть использованы для написания методических пособий.

Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:

  1. Провести критический анализ концептуальных подходов к феномену самоутверждения личности в истории психологии и как предмету научного исследования.
  2. Учитывая противоречивую природу самоутверждения личности, показать его «ситуативные» возможности, многообразие форм его проявления и функций в контексте взаимосвязи личность-группа, общество.
  3. Проанализировать самоутверждение, как специфический вид деятельности сквозь призму соответствующих им мировоззренческих представлений о мире и человеке.
  4. Разработать и описать модель опытно-экспериментальной работы констатирующего и контрольного экспериментов.
  5. Исследовать первичное состояние проблемы самоутверждения у подростков контрольной и экспериментальной группы.
  6. Создать систему воспитательной работы по социализации личности подростка.
  7. Провести анализ успешности применения системы воспитательной работы по социализации личности подростка.

Научно-практическая значимость данной работы состоит в том, что разработанные материалы могут быть использованы для дальнейшего изучения социально-групповой проблематики в психологии, уточнения отдельных положений социальной психологии, психодиагностике. Работа может быть рекомендована для разработки учебных курсов по истории психологии, общей психологии, этике, социальной психологии.

Методы исследования:

-                   теоретико-методологические: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, моделирование;

-                   эмпирические: изучение документации, наблюдение, методика Q-сортировки В. Стефансона, методика Лири, методы количественного и качественного анализа и обработки экспериментальных данных.

[15]

В ходе выполнения данной работы с помощью анализа состояния проблемы самоутверждения личности подростка в социальной группе предполагается сформировать и развить процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности подростка, развить их неповторимую индивидуальность с помощью системы формирования полноценной личности.

База исследования: Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 27 г. Орска». В выборку вошло 20 учеников 13-14 лет.

Структура работы: данная работа состоит из титульного листа, содержания, введения, 2 глав, в первой находится по 3 параграфа, во второй 4, заключения, списка литературы, состоящего из 20 источников, приложений. В основном тексте представлено 7 таблиц.


Возврат в  Заказать эту работу