pomogutebe.ru pomogutebe.ru

Время работы: с 8:00 на 20:00 мск

8 (961) 939-09-05

Заказать обратный звонок

Возможности использования краеведческого материала как средство развития гражданской позиции у учащихся 9го класса


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………………

3

Глава 1. Гражданская позиция и условия ее развития у учащихся

9х классов ………………………………………………………………………….

6

1.1. Проблема гражданской позиции, как ценностная ориентация в
психолого-педагогической, исторической, методической литературе…….….

6

1.2. Структура гражданской позиции и условия ее развития у учащихся 9х классов…………..………..………..………..………..………..………..………….

11

Выводы по 1 главе…………………………………………………………………

17

Глава 2. Использование краеведческого материала, как фактора развития гражданской позиции у учащихся 9х классов…………………………………..

18

2.1. Роль исторического краеведения и виды краеведческой работы  в процессе воспитания гражданской позиции у учащихся 9х классов……….

18

2.2. Методические рекомендации использования краеведческого

материала для организации (урочной и внеурочной) работы по истории…….

24

Выводы по 2 главе…………………………………………………………………

29

Глава 3. Опытная работа по развитию гражданской позиции у учащихся
9х классов через использование краеведческого материала……………………

30

3.1. Цели и задачи исследования по развитию гражданской позиции у
учащихся 9х классов………………………………………………………………..

30

3.2. Организация, содержание, диагностика исследовательской работы……..

31

3.3. Сравнительно-сопоставительный анализ полученных данных по
развитию гражданской позиции у учащихся 9х классов через
использование краеведческого материала……………………………………….

36

Заключение…………………………………………………………………………

39

Литература………………………………………………………………………..

41

Приложения………………………………………………………………………..

43

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Современное российское общество находится на переходном этапе, который связан с осуществлением реформ в различных сферах жизни. В условиях данного реформирования произошел отказ от прежних идеологических, нравственных установок, что привело к развитию негативных тенденций в среде подрастающего поколения - это и агрессивность, и антиобщественное поведение и потеря гражданственно-патриотических чувств, что в свою очередь не способствует развитию гражданской позиции.

Выход из этой ситуации возможен через возвращение к лучшим традициям прошлого, одна из которых заключается в создании условий для саморазвития человека как личности. Г.Я.Гревцева утверждает: «что именно в процессе обучения и воспитания происходит развитие активного гражданина, патриота, обладающего политической культурой, критическим мышлением, способностью самостоятельно делать ответственный выбор». [1, с.35]

Исходя из анализа литературы, мы предполагаем, что краеведческая работа в школе является одним из важных компонентов развития гражданской позиции школьников. Краеведение позволяет учащимся не только познакомится с историей своего города, поселка, края, но и воспитывает у них уважение к делам и трудам предшествующих поколений, к национальной культуре, обычаям и традициям предков. Развитие гражданской позиции осуществляется через личное участие школьников в исследовательской работе по краеведению, поэтому очень важно правильно организовать поисковую работ детей, сделать ее целенаправленной и продуктивной.

Следовательно, историческое краеведение есть неотъемлемая часть школьного образования. Его творческий и созидательный характер служит воспитанию активной гражданской позиции. Под которой мы понимаем не слепое следование всем принципам и идеалам, навязываемым сверху, а соотнесение их с высшими нравственными общечеловеческими ценностями, с собственным мироощущением личности.

Таким образом, все более актуализируется проблема преобразования знаний в убеждения, их опосредование установками и ценностными ориентирами, где ценность понимается, как компонент не только сознания, но и поведения, который должен стать достоянием эмоциональной жизни индивида и превратиться в его убеждения.

Это позволило нам сформулировать тему исследовательской работы: «Возможности использования краеведческого материала как средства развития гражданской позиции у учащихся 9го класса (в урочной и внеурочной работе по истории)».

Объект исследования: развитие гражданской позиции у учащихся 9х классов в процессе изучения краеведческого материала.

Предмет исследования: использование краеведческого материала как способа развития гражданской позиции у учащихся 9х классов.

Цель исследования: выявить возможности использования краеведческого материала для развития гражданской позиции у учащихся 9го класса.

Гипотеза исследования: процесс развития гражданской позиции у учащихся 9х классов будет эффективно осуществляться, если:

  1. Определить уровень развития гражданской позиции у учащихся 9х классов в учебно-воспитательном процессе на начало и конец исследования.
  2. Обеспечить изучение краеведческого материала для развития гражданской позиции у учащихся 9х классов.
  3. Разработать условия применения краеведческого материала для развития гражданской позиции у учащихся 9х классов.
  4. Определить содержание краеведческого материала для развития гражданской позиции у учащихся 9х классов.

В соответствии с целью и гипотезой определены задачи исследования:

  1. Изучить психолого-педагогическую, методическую, историческую и краеведческую литературу, анализирующую понятия: «ценностные ориентиры», «ценности», «гражданская позиция», «краеведение».
  2. Разработать условия развития гражданской позиции у учащихся 9х классов через актуализацию использования краеведческого материала.
  3. Осуществить опытную проверку разработанных путей развития гражданской позиции у учащихся 9х классов через использование краеведческого материала.

Методы исследования: изучение психолого-педагогической, методической, исторической литературы по исследуемой проблеме, педагогические наблюдения, тестирование, статистические методы обработки материалов.


Возврат в  Заказать эту работу