pomogutebe.ru pomogutebe.ru

Время работы: с 8:00 на 20:00 мск

8 (961) 939-09-05

Заказать обратный звонок

Формирование навыков самоконтроля при обучении школьников решению простых арифметических задач


Содержание

 

Введение……………………………………………………………………...

3

 

 

Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования навыков  самоконтроля младших школьников ………………………………….

 

5

 

 

1.1.Сущность понятия самоконтроля и его классификация…………...... 

5

1.2. Характеристика уровней сформированности навыков самоконтро-
       ля  у детей младшего школьного возраста ………………………......

 

13

 

 

Выводы по главе 1………………………………………………………...

18

 

 

Глава 2. Методика формирования навыков самоконтроля младших школьников на уроках математики при решении задач ……...

 

20

 

 

2.1. Виды простых задач. Обучение решению простых задач ……......

20

2.2. Использование приемов формирования навыков самоконтроля в
        учебной  деятельности

 

26

2.3. Руководство приемами самоконтроля младших школьников на
        уроках математики ……………………………………………………

 

29

 

 

Выводы по главе 2…………………………………………………….... ..

35

 

 

Глава 3. Опытная работа по формированию навыков самоконтроля при решении простых арифметических задач в первом классе ……………………………………………………………..

 

 

37

 

 

3.1. Исследование сформированности  навыков самоконтроля

 учеников первого класса на констатирующем этапе ……………….. 

 

37

3.2. Методика проведения формирующего этапа опытной работы………

42

3.3 Анализ результатов опытной работы на контрольном этапе………….

46

 

 

Выводы по главе 3………………………………………………………....

52

 

 

Заключение…………………………………………………………………….

54

 

 

Список литературы…………………………………………………………..

56

 

 

Приложение……………………………………………………………………

59

 

 

 


ВВЕДЕНИЕ

 

 

       Проблема формирования  навыка  самоконтроля  при  обучении  младших     школьников решению простых  арифметических задач  занимает  одно из ведущих мест для предупреждения ошибок учащихся.

       Причиной подавляющего большинства ошибок по математике является формализм в знаниях учащихся, т.е. ученики не анализируют, а привыкают выполнять задания воспроизводящего характера. Решения готовых, однородных приемов и задач одинаковыми приемами в течение длительного времени вырабатывают у учащихся привычку механически производить заученные математические преобразования в прямом порядке. Погоня только за количеством  решенных задач приводит к недооценки теоретического обоснования производимых действий. Поэтому особое место в структуре учебной деятельности занимают действия самоконтроля, имеющие специфические функции: они направлены на саму деятельность, фиксируют отношение учащихся к себе как к субъекту этой деятельности, вследствие чего  их направленность на решение учебной задачи носит опосредованный  характер.

       В  связи с выше сказанным мы выбрали тему дипломной работы: «Формирование навыков самоконтроля при обучении младших школьников решению простых арифметических задач». При написании опытной работе мы опирались на труды следующих педагогов и психологов: Гальперин П. Я.,

Эльклнин Д. Б. , Цукерман Г.А. , Соснина Г. М.

Актуальность исследования обусловлена одной из важнейших задач методики обучения математики, является предупреждение ошибок. Учителя мало уделяют внимания анализу хода своей деятельности, не предупреждают ошибки в работе учащихся, в погоне только за количеством решенных задач, а не за качеством.

Цель исследования состоит в выявлении эффективных приемов формирования навыков самоконтроля при обучении младших школьников в условиях применения эффективных приемов при решении простых задач на уроках математики.

       Данная  цель опытной работы  определила постановку следующих задач:

1)                     изучить психолого – педагогическую и методическую литературу по проблеме формирования навыков самоконтроля при обучении младших школьников решению простых арифметических задач;

2)                     обосновать выбор наиболее эффективных приемов формирования навыков самоконтроля при обучении учащихся решению простых арифметических задач;

3)                     апробировать опытную программу, направленную на формирование навыков самоконтроля у младших школьников на уроках математики.

Объектом исследования: является процесс формирования навыков самоконтроля при обучении младших школьников.

Предмет исследования - эффективные приемы формирования навыков самоконтроля при обучении младших школьников решению простых арифметических задач.

Гипотеза исследования: если организовать работу по формированию навыков самоконтроля при обучении младших школьников решению простых арифметических задач на уроках математики, используя эффективные  приемы, то это будет способствовать полноценному восприятию, пониманию и успешному  решению простых арифметических задач. В соответствии с поставленными задачами в исследовании использовались следующие методы:

теоретические -  анализ методической, дидактической, психологической литературы и результатов исследований, мысленный эксперимент;

эмпирические - педагогическое наблюдение за деятельностью учителей и учащихся в учебном процессе, методический эксперимент; опрос, индивидуальные беседы; изучение продуктов деятельности младших школьников, качественный и количественный анализ результатов исследования.

проектирование - составление и написание конспектов урока, фрагментов урока, таблиц.

        практическая значимость опытной работы  заключается в использовании материалов данной работы на уроках математики в будущей профессиональной деятельности.

        Базой опытной работы явилась МОУ школа №80 города Иркутска 1 «г» класс в период с 4апреля по 30апреля 2005года.

 


Возврат в  Заказать эту работу