pomogutebe.ru pomogutebe.ru

Время работы: с 8:00 на 20:00 мск

8 (961) 939-09-05

Заказать обратный звонок

Особенности эмоциональных переживаний в студенческом возрасте


Если Вам нужна эта курсовая, но с новыми данными, либо по вашему предприятию, либо по вашим требованиям, либо с изменённым планом, жмите "заказать  эту работу". Естественный и технический антиплагиат по выбору.  Мы с Вами свяжемся и обсудим у


Содержание

Введение. 5

Глава 1. Теоретический анализ проблемы эмоциональных переживаний. 10

1.1 Проблема эмоций и эмоциональных переживаний в психолого-педагогической литературе. 10

1.2 Виды и свойства эмоций и эмоциональных переживаний. 13

1.3 Основные причины эмоциональных переживаний у студентов первого и пятого курса  30

1.4 Влияние эмоциональных переживаний на успеваемость студентов. 40

Глава 2 . Эмпирическое исследование специфики эмоциональных переживаний студентов  44

2.1.Организация опытно-экспериментального исследования. 44

2.2.Анализ особенностей эмоциональных переживаний у студентов первого и пятого курсов. 49

2.3. Практические рекомендации по преодолению тревожности и стресса у студентов ВУЗа. 56

Заключение. 64

Список использованных источников. 66


Введение

Актуальность исследования. Проблема эмоциональных переживаний является одной из важнейших проблем в психологической науке. Ее исследованию были посвящены работы многих отечественных и зарубежных психологов (У. Кеннон, Рубинштейн, П.К. Апохин, П.М. Якобсон, Б.И. Додонов, А.Н. Леонтьев, Я. Рейковский, Ф.Е. Василюк, К. Изард и др.) [7]. Вместе с тем, целый ряд ее аспектов остается еще недостаточно изученным: не в полной мере определены сущностные характеристики эмоциональных переживаний, не намечены пути их формирования у представителей различных возрастных групп (студентов). Дальнейшее исследование данной проблемы имеет большое общепсихологическое, общепедагогическое и прикладное значение, в частности, для решения вопросов, связанных с оптимальной организацией учебно-воспитательного процесса студентов.

Эмоциональные переживания студентов возникают в результате несоответствия личностных ожиданий с оценкой референтной группы сверстников и с оценкой преподавателями и родителями (М.И. Борищевский) [1]. Но данное обстоятельство является не единственным фактором, вызывающим эмоциональные переживания студентовв, в учебно-познавательном процессе. Несмотря на его обоснованность и логичность, учебный процесс дает мало подкреплений для развития позитивных эмоций. Напротив, у многих студентов он вызывает переживание скуки и страха, препятствующие полноценному развитию личности (М.Н. Скаткин) [17].

Переживание негативных эмоций в этом возрасте может быть вызвано и познавательной деятельностью, ожиданием оценки достигнутых результатов со стороны взрослых и реакции окружающих сверстников (Н.В. Литвиненко) [14].

Таким образом, круг ситуаций, вызывающих эмоциональные переживания студента широк. Это могут быть проверка и оценка знаний, авторитарность преподавателей, обвинения, опускающиеся до обсуждения личностных черт, ситуации неуспеха в деятельности.

Так, поступление в институт и начало обучение на 1 курсе может обострить прежние проблемы детей, как явные, так и скрытые от внимания педагогов и родителей, а также спровоцировать появление новых, связанных с изменением отношения к себе, окружающим, к учебе. Существование этих проблем у учащихся проявляется в переживании различных негативных эмоций, в том числе тревожности, страха и неуверенности в себе (Е.В. Новикова) [16].

Анализируя теоретические подходы к проблематике эмоциональных переживаний, необходимо отметить, что в современной психологической науке изучение данной проблемы сопряжено с определенными трудностями, определяющимися специфическим и порой неоднозначным содержанием понятия «переживание», которое вкладывают в него исследователи, и узкофункциональным рассмотрением причин его возникновения.

В зарубежной литературе обобщен опыт работы с эмоциональными проблемами детей и взрослых, описаны индивидуальные и групповые формы работы, в основе которых лежат принципы открытого выражения эмоций, диалогическая природа общения (К. Роджерс, К. Рудестам) [78].

Исследования отечественных авторов, посвященные анализу переживаний, связаны в основном с областью медицинской психологии, в них рассматриваются психопатии, неврозы, различные формы психотических заболеваний (М.И. Буянов, А.И. Захаров, К.С. Лебединская, В.В. Лебединский, А.С. Спиваковская и др.) [48]. Немногочисленными остаются исследования, посвященные практической работе с эмоциональными переживаниями здоровых (в медицинском смысле) детей (A.M. Прихожан, В.П. Балакирев) [10].

Анализ психологической литературы показывает, что проблема эмоциональных переживаний в студенческом возрасте не достаточно разработана. В настоящее время особое внимание уделяется тревожности (A.M. Прихожан [10], С.А. Водяха, Г.Ш. Габдреева [29], Л.М. Костина [59] и др.), которая определяет эмоциональные и поведенческие реакции в сложных ситуациях, являясь существенной переменной величиной, воздействующей на развитие личности в целом.

Однако специальных исследований, посвященных изучению особенностей эмоциональных переживаний, а также ситуаций и факторов их вызывающих, еще не осуществлялось.

В связи с актуальностью нами определена тема исследования: «Особенности эмоциональных переживаний в студенческом возрасте».

Проблема исследования: каковы особенности эмоциональных переживаний студентов 1,5 курса?

Цель исследования: выявить  на основе опытно-экспериментального исследования особенности эмоциональных переживаний в студенческом возрасте на разных этапах обучения.

Объект исследования: эмоциональные переживания в студенческом возрасте.

Предмет исследования: влияние эмоциональных переживаний на развитие личности.

Задачи исследования:

1. Провести анализ психолого-педагогическую литературу по проблеме изучения эмоциональных переживаний в студенческом возрасте.

2.Определить понятия «эмоции», «эмоциональные переживания».

3. Изучить основные причины эмоциональных переживаний в студенческом возрасте.

4. Разработать и апробировать программу диагностики эмоциональных переживаний у студентов 1.5 курса.

Гипотеза исследования: уровень эмоциональных переживаний у студентов 5 курса перед сессией выше, чем у студентов 1 курса.

Опытно-экспериментальная база исследования: ОГТИ (филиал ГОУ ОГУ) студенты 1, 5 курса.

Методы исследования:  1) методы теоретического исследования (анализ, синтез, обобщение);

2) методы имперического исследования (метод психологического тестирования, применялась методика САН методика и диагностика самочувствия, активности и настроения; Тест "Исследование тревожности" Спилбергера, цветовой тест Люшера);

3) методы количественной обработки данных;

4) методы интерпретации (анализ, синтез, наблюдение). 

Методологическая основа исследования. В нашем исследовании мы изучили следующие концепции и теории: Теоретико-методологической основой исследования явились системный подход, представленный в трудах В.П. Кузьмина, Б.Ф. Ломова, B.C. Мерлина и др., закономерности системной детерминации психических явлений, раскрытые в трудах С.Л. Рубинштейна. Теоретические разработки отечественных и зарубежных психологов в области исследования психических состояний, эмоций и переживаний личности (Л.М. Аболин,

Л.И. Божович, В.К. Вилюнас, Ю.Б. Гиппенрейтер, К. Изард, А.О. Прохоров и др.). При описании феноменологии переживания мы основывались на теоретических принципах и положениях Ф.Е. Василюка, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, теориях психологической защиты - Ф.В. Бассина,

B.Е. Рожнова, И.М. Никольской, P.M. Грановской, В.А. Ташлыкова, при разработке программы психолого-педагогического сопровождения основывались на теоретических и практических аспектах психологического сопровождения, рассматриваемых в работах современных ученых (А.Г. Асмолова, Л.Я. Газмана, И.В. Дубровиной, И.Б. Котовой, C.В. Кривцова, О.А. Кулягиновой, А.Г. Лидере, Е.Н. Шиянова, Н.Н. Загрядской, А.Ф. Березина, И.Г. Антиповой, В.В. Куряшовой и др.).

Научная новизна исследования заключается в том, что заключается в том, что обогащены имеющиеся теоретические представления педагогики и психологии о эмоциональных переживания у студентов.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработана и апробирована программа диагностики эмоциональных переживаний студентов. Составлены методические рекомендации по преодолению эмоциональных переживаний у студентов.


Возврат в Курсовые  Заказать эту работу