pomogutebe.ru pomogutebe.ru

Время работы: с 8:00 на 20:00 мск

8 (961) 939-09-05

Заказать обратный звонок

Специфика организации самостоятельной работы младших школьников в учебном процессе начальной школы


Если Вам нужна эта курсовая, но с новыми данными, либо по вашему предприятию, либо по вашим требованиям, либо с изменённым планом, жмите "заказать  эту работу". Естественный и технический антиплагиат по выбору.  Мы с Вами свяжемся и обсудим у


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ……………………………7

1.1.          Сущность понятия самостоятельность и самостоятельная работа….....7

1.2.          Отечественные и зарубежные ученые о значении самостоятельной работы в процессе формирования умений и навыков младших школьников……………………………………………………………………..15

1.3.          Формы и методы организации самостоятельной работы младших школьников на уроках в начальной школе…………………………………29

 

ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ……………………………39

2.1 Основы организации опытно-экспериментальной работы……………..39

2.2 Применение самостоятельной работы на уроках математики…………40

2.3 Контрольный эксперимент………………………………………………..51

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..53

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………56

 

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………57

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования. Современное общество ставит перед школой задачу подготовки выпускника знающего, мыслящего, умеющего самостоятельно добывать и применять знания на практике. В связи с решением проблем современного образования осуществляется поиск содержания, форм, методов, средств обучения, обеспечивающих на практике более широкие возможности самоактуализации, саморазвития и самореализации личности. Исходя из этого, проблема формирования умений самостоятельной учебной работы является одной из наиболее актуальных, поскольку она определяет эффективность учебного процесса.

Актуальность исследования формирования умений самостоятельной учебной работы в младшем школьном возрасте обусловлена тем, что в этом возрасте закладываются основы самостоятельности и образуются предпосылки к формированию умений самостоятельной учебной работы. В младшем школьном возрасте важен переход от управления к самоуправлению, который может осуществляться путем применения дозированной (дифференцированной) помощи.

В психолого-педагогической литературе достаточно освещены различные аспекты проблемы формирования умений самостоятельной учебной работы. Так, имеются работы, посвященные: рассмотрению вопроса о месте и роли самостоятельности в формировании человеческой личности (А. Адлер, Б.Г. Ананьев, А. Бандура, А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу, К. Роджерс, С.Л. Рубинштейн, B.C. Соловьев, Н.Ф. Талызина, Л.М. Фридман, К.Г. Юнг и др.); определению необходимости и важности формирования самостоятельности в младшем школьном возрасте (А. Валлон, В.В. Давыдов, B.C. Мерлин, Д.Б. Эльконин и др.); определению сущности понятия "самостоятельная работа" (Е.Л. Белкин, Е.Я. Голант, М.А. Данилов, Б.П. Есипов, P.M. Микельсон, О.А. Нильсон, И.Т. Огородников, П.И. Пидкасистый, М.Н. Скаткин, Р.Б. Срода, Н.Э. Унт, А.В. Усова и др.). В этих исследованиях подчеркивается принципиальная возможность повышения качества обучения за счет применения самостоятельной работы в учебном процессе.(20;143)

Интерес для нашего исследования представляют работы, в которых отмечается важность обучающего характера самостоятельных работ (О. А. Нильсон, Р.Б. Срода и др.). Проблеме формирования умений самостоятельной учебной работы уделяется значительное внимание в психолого-педагогической литературе (М.А. Данилов, Т.И. Ильина, И.Я. Лернер, А.А. Люблинская, Б.Ф. Ломов, Н.А. Менчинская, С.Л. Рубинштейн, Л.М. Фридман и др.) Однако вопросы формирования умений самостоятельной учебной работы младших школьников относятся к недостаточно изученным.(15;30)

Противоречивость во взглядах авторов и важность формирования умений самостоятельной учебной работы именно в младшем школьном возрасте и определило выбор темы исследования  « Специфика организации самостоятельной работы младших школьников в учебном процессе начальной школы»

Проблема исследования: каковы основные формы и методы организации самостоятельной работы младших школьников в учебном процессе для успешного усвоения знаний?

Цель исследования заключается в решении данной проблемы.

Объект исследования: процесс организации самостоятельной работы младших школьников в учебном процессе начальной школы.

Предмет исследования: является формы и методы организации самостоятельной работы младших школьников в учебном процессе.

Гипотеза исследования: если включать в учебный процесс формы и методы организации самостоятельной работы младших школьников, , то формирование учебных умений и навыков младших школьников будет проходить наиболее эффективно.

 

Задачи исследования:

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, рассмотреть понятие  «самостоятельная работа»,
  2. На основе опытно-экспериментального исследования выявить формы и методы по эффективной организации самостоятельной работы в начальной школе.
    1. На основе полученных результатов исследования, разработать методических рекомендаций по организации самостоятельной работы младших школьников в учебном процессе начальной школы.

Методы исследования: теоретический анализ литературных источников по проблеме исследования, наблюдение, тестирование, беседа, анализ результатов опытно-экспериментальной работы.

Опытно-экспериментальная база исследования: СОШ № 31 г. Орска, 2 «б» класс.

Научная новизна исследования заключается в рассмотрении специфики организации самостоятельной работы именно в младшем школьном возрасте и доказывает необходимость ее использования.

Практическая значимость исследования: доказана эффективность разработанной программы организации самостоятельной работы младших школьников в учебном процессе начальной школы, которая может быть использована в практической деятельности учителей в  школе.

Структура и содержание ВКР. ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Во Введении обоснована актуальность исследования, определены объект, предмет, сформулирована гипотеза, поставлены задачи исследования, выбраны база и методы исследования, выносятся положения на защиту.

В Главе 1 «Теоретические аспекты проблемы организации самостоятельной работы младших школьников в учебном процессе начальной школы» рассматриваются самостоятельная работа как способ формирования умений и навыков младших школьников.

В Главе 2 «Методика организации самостоятельной работы младших школьников в учебном процессе начальной школы» представлена и апробирована программа организации самостоятельной работы младших школьников в учебном процессе начальной школы .

Заключение представляет собой подведении итогов исследования.

Общий объем ВКР составляет 59   страниц машинописного текста. Список литературы насчитывает 15 наименований и отражает методологическую основу исследования.

Приложение содержит материалы опытно-экспериментальной работы.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Организация самостоятельной работы в школе помогает разнообразить учебный процесс, а так же  повысить продуктивную деятельность учащихся на уроке.
  2. Самостоятельная работа будет проводиться наиболее успешно при условии учета  индивидуальных особенностей восприятия и понимания учащихся учебного материала на уроке.
  3.  Педагогические условия эффективности реализации самостоятельной работы являются: постепенность введения разных по степени сложности заданий; подготовка учащихся к самостоятельному выполнению занятия; подбор заданий направленных на активизацию интереса к их выполнению.

Возврат в Курсовые  Заказать эту работу