pomogutebe.ru pomogutebe.ru

Время работы: с 8:00 на 20:00 мск

8 (961) 939-09-05

Заказать обратный звонок

Задание дисциплине «Спортивная медицина, АФК, ЛФК, массаж»


Закажите любой вариант контрольной. Жмите «Заказать эту работу», мы с вами свяжемся! 

 

Итоговый контроль знаний слушателей осуществляется путем оценки его ответов по 2 блокам заданий.

Блок №1 – выполнить пробы самостоятельно и заполнить протокол.

Блок №2 – необходимо выбрать единственно правильный ответ.

 

БЛОК №1.

СПОРТИВНАЯ МЕДИЦИНА

 

Методические указания к выполнению работы - функциональные пробы для оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы.

  1. Освоение методики проведения пробы Руфье и оценка результатов.
  2. Освоение методики проведения пробы Летунова и оценка результатов.

 

ХОД РАБОТЫ:

1.Освоение методики проведения пробы Руфье и оценка результатов

Проба Руффье: после 5 мин пребывания в положении сидя у испытуемого за отрезок времени 10 секунд подчитывается исходная ЧСС и полученный результат умножают на 6 для приведения к минутному исчислению частоты пульса (Ро). Затем он выполняет 30 глубоких приседаний за 30 с. Повторная регистрация ЧСС производится сразу после нагрузки (за 10 секунд в положении сидя – Р1). Третье измерение производят аналогичным образом в конце первой минуты восстановления (за 10 секунд – Р2).

Расчет индекса Руффье (ИР) производится по формуле:

ИР = (Р0 + Р1 + Р2 - 200) / 10

Оценку результатов пробы осуществляют по следующей схеме:

- отлично  -  ИР < 0;

- хорошо  -  ИР от 0 до 5;

- посредственно  -  ИР от 6 до 10;

- слабо  -  ИР от 11 до 15;

- неудовлетворительно  - ИР > 15.

 

2. Освоение методики проведения пробы Летунова и оценка результатов.

Выполнение нагрузок трехмоментной пробы С.П. Летунова  и регистрация динамики ЧСС и АД в восстановительном периоде.

 

            а) 20 приседаний за 30 сек.  Испытуемый (с одетой на левое плечо манжетой сфигмоманометра)  делает 20 приседаний (глубоких) за 30 сек.(контроль времени по секундомеру). При каждом приседании обследуемый  вытягивает  руки  вперед,  при вставании - опускает. По окончании нагрузки (пробы) испытуемый садится, а обследуемый в  первые  10  сек.  восстановления  подсчитывает пульс, а в оставшиеся 50 сек.  первой минуты измеряет АД. Эти же исследования  в указанном порядке он проводит на 2 и 3 минуте восстановления. Данные обследования заносятся в протокол.

            б) 15 сек. скоростной бег на месте. Испытуемый выполняет в максимально возможном для себя темпе бег на месте в течение 15 сек., после чего сразу садится на место и обследуемый снимает показания пульса и АД в течение 4-х мин. восстановления. Полученные данные о динамике этих параметров заносятся в протокол обследования.

            в) 3-хминутный бег на месте. Бег на месте в темпе 180 шагов в минуту проводятся под метроном при сгибании бедра под углом 70о и свободными движениями рук, согнутыми в локтевых суставах. Исследования динамики ЧСС и АД проводятся в течение 5 минут восстановительного периода, с регистрацией полученных данных в протоколе.

Оценка полученных данных проводятся по следующей схеме:

 

1. Оценка данных пульса и АД в покое.

            Оценка данных пульса проводится с учетом ЧСС (ниже 60 уд. - брадикардия, выше 90 уд. - тахикардия), его ритмичности.

а) АД в пределах нормы;

б) гипертоническое состояние: Мах выше 130, Мn выше 80;

в) гипотоническое состояние: Мах ниже 100 мм.рт.ст., Мn значение - 60 мм.рт.ст.

2. Оценка изменений пульса и АД сразу после выполнения физической нагрузки.

            Оценка реакции пульса.  Для оценки степени учащения пульса при проведении функциональной пробы используется метод сопоставления данных цифр частоты пульса в покое и частоты пульса после нагрузки, т.е. определяется процент учащения. Частоту пульса в покое принимают за 100%, разницу в частоте пульса до и после нагрузки за Х.

Пример: исходная ЧСС - 12 уд., после нагрузки - 20 уд. за 10 сек.

12 - 100%,      (20 - 12) - Х

                                   Х = 8 х 100    = 67%

                                                12

Нормальной реакцией на пробу с 20 приседаниями считается учащение пульса в пределах 60-80% от исходных величин,

после 15 сек. скоростного бега - 120-150%

после 3-хминутного бега  - 100-120%

При сниженном функциональном состоянии сердечно-сосудистой системы отмечается неадекватное нагрузке резкое учащение ЧСС.

Оценка динамики АД. При определении динамики АД после физической нагрузки слуховым методом Короткова обращают внимание на изменение Мах, Мn пульсового давления. Наиболее рациональным считается увеличение Мах АД на 15-30%, снижение Мn на 10-35% или его неизменностью по сравнению с исходными величинами покоя.

3. Определение типа реакции ССС по пульсу и АД.

            При оценке реакции на функциональную пробу с физической нагрузкой очень важно сопоставить изменение пульса и АД с целью выявления механизма приспособления организма к физической нагрузке. Различают 5 типов реакции ССС:

            Нормотоническая реакция. Для этого типа реакции характерно однонаправленное изменение АД и пульса, причем, чем интенсивнее выполняемая нагрузка, тем выраженнее изменение пульса и АД. Нормативы для увеличения ЧСС и динамики Мах и Мn АД представлены выше. К исходным данным указанные параметры должны вернуться в течение 3 минут после нагрузки 20 приседаний, через 4 минуты - после скоростного бега 15 сек. и через 5 минут - после 3-хминутного бега на месте. Такая нормотоническая реакция свидетельствует о хорошем функциональном состоянии ССС. Если восстановительный период затянут, это свидетельствует о сниженном функциональном состоянии, связанном с различными причинами (переутомление, болезненное состояние, перетренированность и т.д.).           

Гипотоническая реакция (астеническая) характеризуется резким учащением сердечных сокращений при отсутствии выраженных сдвигов со стороны АД. Процент учащения ЧСС составляет более 120-150%, что при отсутствии изменений со стороны АД свидетельствует о неэкономном типе адаптации деятельности сердца к физической нагрузке: увеличение минутного объема кровообращения происходит за счет учащения сердечного ритма, а не за счет ударного объема сердца. Подобный тип реакции наблюдается у спортсменов при сниженном функциональном состоянии ССС вследствие переутомления, после перенесенных инфекционных заболеваний и т.д.

            Гипертоническая реакция характеризуется резким повышением Мах АД (до 180-220 мм.рт.ст.), Мn либо не изменяется, либо повышается. Наряду с этим у спортсменов отмечается более высокая пульсовая реакция с замедленным восстановлением. Гипертонический тип реакции встречается у спортсменов со сниженным функциональным состоянием вследствие переутомления, перетренированности у лиц с гипертонической болезнью. В ряде случаев у лиц молодого возраста значительное повышение Мах АД (при отсутствии повышения Мn и быстром восстановлении к исходным данным) может расцениваться как вариант нормы.

            Дистоническая реакция характеризуется снижением Мn АД до “О” (феномен бесконечного тона), при повышении Мах до 180-220 мм.рт.ст. При условии, что феномен “бесконечного тона” исчезает в течение 2-х минут, эту реакцию рассматривают как вариант нормы и связывают ее появление с физическим феноменом, обусловленном аускультативным методом измерения АД (метод Короткова). Если феномен “бесконечного тона” прослушивается в восстановительном периоде более 2-х минут, то это свидетельствует о нарушении регуляции сосудистого тонуса (при переутомлении, после заболеваний).

            Ступенчатая реакция характеризуется тем, что Мах АД имеет наибольшие значения не сразу после нагрузки (на первой минуте восстановления), а на второй и даже третьей минутах восстановления. Данный тип реакции может свидетельствовать об ухудшении функционального состояния организма спортсмена или связан с феноменом Лингарда-Верещагина.

 Все данные обследования заносятся в бланк лабораторного задания, на обратной стороне которого производится необходимый расчет и пишется заключение о функциональном состоянии организма обследованного спортсмена.

 

ПРОТОКОЛ оценки простейших функциональных проб для оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы (часть2).

Ф.И.О. __________________________________ Группа __________________

Специализация _____________________________Разряд _________________

Период тренировки _________________________________________________

  1. 1.      Проба Летунова:

ЧСС покоя _________   АД покоя __________

 

ЧСС

 20 приседаний

           15 сек. бег

                    3 мин. бег

1мин

2мин

3мин

1мин

2мин

3мин

4мин

1мин

2мин

3мин

4мин

5мин

10сек

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20сек

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

30сек

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

40сек

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

50сек

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

60сек

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А. Оценка результатов

               15 сек бег                                                               3 мин. бег

1. ЧСС увеличилась на                      %    1. ЧСС увеличилась на                      %

2. Макс АД увеличилось на              %    2.  Макс АД увеличилось на             %

3. Мин. АД                                                 3. Мин. АД

4. Пульсовая ампл.                                    4. Пульсовая ампл.

Б. Оценка восстановительного периода

1. ЧСС восст. на                      мин.              1. ЧСС восст. на                     мин.

2. Макс. АД восст. на             мин.              2. Макс. АД восст. на             мин.

В. Заключение

1. Тип реакции                                              1. Тип реакции

2. Оценка восст. периода                             2. Оценка восст. периода

3. Приспособительная реакция                   3. Приспособительная реакция

 

БЛОК №2.

1. Лечебная физическая культура – это дисциплина, использующая _____________________как метод лечения, с лечебно-профилактической целью для более быстрого и полноценного восстановления здоровья и трудоспособности больного, предупреждения осложнений заболеваний.

a)      медицинские средства

b)     средства физической культуры

c)      психологические средства

d)     фармакологические средства

 

2. Клинико-физиологическое обоснование лечебного применения физических упражнений с точки зрения системного подхода описывает:

a)      Теория моторно-висцеральных рефлексов М.Р. Могендовича

b)     Теория функциональных систем П.К. Анохина

c)      Теория И.П. Павлова

d)     Теория доминанты А.А. Ухтомского

 

3. Профилактическая медицина зародилась в:

a)      Древнем Китае

b)     Древней Индии

c)      Древней Греции

d)     Египте

 

4. Первое сочинение о гимнастике было написано:

a)      Антилосом

b)     Гиппократом

c)      Цельсом

d)     Авиценной

 

5. Основным действующим фактором лечебной физической культуры является:

a)      Физическое упражнение

b)     Бег

c)      Ходьба

d)     Терренкур

 

6. Одним из показаний для использования с лечебной целью физических упражнений является:

a)      Наличие заболеваний на соответствующих этапах их развития при отсутствии, ослаблении или извращении функции, наступившее вследствии болезни, травмы или их осложнения при условии положительной динамики в состоянии больного

b)     Интенсивные боли

c)      Высокая температура

d)     Частые гипертонический или гипотонический кризы

 

7. Одним из противопоказаний для использования с лечебной целью физических упражнений является:

a)      Состояния до и после хирургических вмешательств

b)     Наличие нервных болезней

c)      Наличие гинекологических, урологических и других заболеваниях

d)     Тахикардия в покое

 

8. К ограничивающим факторам при назначении лечебной физической культуры относятся:

a)      сопутствующие заболевания, осложнения, которые влияют на выбор физических упражнений при том или ином основном заболевании.

b)     Увеличение СОЭ и выраженный лейкоцитоз

c)      Частые гипертонический или гипотонический кризы

d)     Повышенное артериальной давление выше 220/120 мм.рт.ст.

 

9. Каков механизм лечебного действия физических упражнений?

a)      физические упражнения формируют специальные мышечные рефлексы

b)     физические упражнения повышают мышечный тонус

c)      физические упражнения оказывают универсальное действие

d)     психологический

 

10. Упражнения, при которых мышца работает в изотоническом режиме, называются

a)      Идеомоторными

b)     Пассивными

c)      Статическими

d)     Динамическими

 

11. Пассивные упражнения назначают преимущественно:

a)      Для улучшения лимфообращения

b)     Для улучшения кровообращения

c)      Лечения тугоподвижности в суставах, а также при парезах и параличах конечностей

d)     Улучшения функционального состояния сердечно-сосудистой системы

 

12. Основным направлением работы врачебно-физкультурного диспансера является все перечисленное, исключая:

a)      Проведение антидопингового контроля у спортсменов

b)     Организационно-методическое руководство лечебно-профилактическими учреждениями по вопросам ВК и ЛФК

c)      Диспансерное наблюдение занимающихся физкультурой и спортом

d)     Организация и проведение мероприятий по реабилитации спортсменов после травм и заболеваний

 

МАССАЖ

 

 Методические и организационные основы массажа.

  1. Основная цель массажа – это

    а) растирание тела с лечебной целью;

    б) управление функциональным состоянием;

     в) воздействие на ткани человека;

     г) оказание медицинской помощи.

 

2. Виды профилактического массажа

     а) ручной и аппаратный;

     б)  лечебный и производственный;

     в) гигиенический и косметический;

     г) восстановительный и тренировочный.

 

3. К абсолютным противопоказаниям относятся

     а) острая стадия любого заболевания

     б) кожные заболевания

     в) хронические  заболевания

     г) тромбофлебит и аневризма сосудов.

 

4. Направление массажных линий в российском классическом массаже

     а) по ходу артериальной крови

     б) по лимфотоку в направлении ближайших лимфатических узлов

     в) от кончиков пальцев к сердцу

     г) от макушки к стопам.

 

5. Процедура массажа

     а) проводится в одинаковом темпе с начала и до конца

     б) состоит из 2 этапов

      в) состоит из 3 этапов

      г) проводится по желанию массируемого.

 

Физиологическое действие массажа на организм.

1. Ведущая роль в регуляции функций органов и систем принадлежит

а) ЦНС

б) ССС

в) массажисту

г) желанию массируемого

 

2. Пусковым моментом физиологической  рефлекторной регуляции функций организма является возбуждение

а) экстеро- и проприорецепторов

б) ангио- и барорецепторов

в) интерорецепторов

г) всех перечисленных рецепторов.

 

3. Под действием массажа в коже образуются

а) гистамины и ацетилхолин

б) эндорфины

в) адреналин

г) эстрогены

 

4. Проявлением моторно-висцеральной регуляции при массаже являются

а) в изменении деятельности внутренних органов

б) в релаксации нервно-мышечной системы

в) в тонизировании нервно-мышечной системы

г) в повышении температуры тела массируемого.

 

5. Под влиянием массажа происходит ускорение обращения лимфы в массируемом участке

а) в 21 раз

б) в 10 раз

в) в 100 раз

г) в 6-8 раз.

 

Формы классического массажа.

1. Формы проведения массажа

а) общий и частный

б) парный и непарный

в) локальный и генерализованный

г) классический и китайский (точечный).

 

2. Продолжительность общего гигиенического массажа зависит от

а) цели и задач

б) от желания массируемого

в) от возможностей массажиста

г) от массы массируемого.

 

3. Последовательность выполнения областей в общем массаже

а) от кончиков пальцев в направлении к сердцу

б) от макушки к пяткам

в) спина, шея, верхняя конечность и т.д.

г) спина, поясница, нижняя конечность и т.д.

 

4.Общий массаж длится минимум

а) 40 мин

б) 20 мин

в) 1 час

г) 1,5 часа

 

5. Общий гигиенический массаж рекомендуется выполнять

а) ежедневно

б) через день

в) 1 раз в неделю

г) 1 раз в месяц

Закажите любой вариант контрольной. Жмите «Заказать эту работу», мы с вами свяжемся! 


Возврат в Закажи любую тему!  Заказать эту работу