Маркетинг высшего учебного заведения: теоретические аспекты
Содержание
Введение. 3
1. Маркетинг высшего образования: основные понятия, новые тенденции и перспективы 5
2. Внутренний маркетинг в системе обеспечения конкурентоспособности высшего учебного заведения. 11
3. Маркетинговый аппарат высшего учебного заведения и способы оценки эффективности его маркетинговой политики. 22
Заключение. 29
Список использованных источников. 32
Приложение. 34
Введение
Последние двадцать пять лет в системе высшего образования России можно было бы обозначить как эпоху перемен - открылось множество вузов, появились новые специальности, были введены двухступенчатая система образования и единый государственный экзамен.
В связи с переходом России в 90-е годы к рыночной экономике, вузы оказались полноценными игроками насыщенного рынка, конкуренция на котором ежегодно усиливается в связи с демографическим спадом в стране и развитием новых технологий в образовательной системе. Все это привело к осознанию необходимости использования современных маркетинговых технологий в управлении вузом.
Усиление конкуренции на рынке образовательных услуг обуславливается не только увеличением числа вузов, но и открытием потенциальным абитуриентам доступа к поступлению в иностранные вузы и общей тенденцией уменьшения численности населения и, соответственно, потенциальных абитуриентов.
Использование маркетинга в сфере высшего образования позволяет максимально удовлетворить потребности потребителей (как студентов, так и государства в целом), одновременно увеличивая доходную базу вуза.
Обеспечение постоянного притока абитуриентов выступает достаточным условием для обеспечения финансовой независимости вуза. Это, в свою очередь, находит отражение в улучшении материально-технической базы, росте уровня зарплат профессорско-преподавательского состава, что непосредственно влияет на повышение качества оказываемых вузом образовательных услуг.
Таким образом, использование маркетинга в управлении позволяет вузу обеспечить свою конкурентоспособность на рынке образовательных услуг. В связи с этим, выбрана актуальная тема учебной практики: «Маркетинг высшего учебного заведения: теоретические аспекты».
Объект исследования – круг общественных отношений, связанный с маркетингом высших учебных заведений.
Предмет учебной практики - теоретические аспекты маркетинга высшего учебного заведения.
Цель работы – рассмотреть теоретические аспекты маркетинга высшего учебного заведения.