pomogutebe.ru pomogutebe.ru

Время работы: с 8:00 на 20:00 мск

8 (961) 939-09-05

Заказать обратный звонок

Изучение исторических персоналий на уроках в 9 классе как средство формирования ценностных ориентации школьников


Если Вам нужна эта дипломная работа (ВКР, дипломный проект), но с новыми данными, либо по вашему предприятию, либо по вашим требованиям, либо с изменённым планом, либо с высоким % антиплагиата, то  жмите "заказать  эту работу". Мы с Вами свяж


 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………..        3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ШКОЛЬНИКОВ-ПОДРОСКОВ………………………………………       6

1.1.          Характеристика основных понятий исследования: педагогическая аксиология, ценность, ценностные ориентации. Особенности аксиологической сферы учащихся подросткового возраста………................................... 6

1.2.          Теоретическая модель формирования ценностных ориентаций в процессе организации школьной жизни…………………………….......... 15

1.3.          Интерпретация результатов входной диагностики…………………               21

Выводы……………………………………………………………………….               28

ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ АКСИОЛОГИЧЕСКОЙ СФЕРЫ УЧАЩИХСЯ…………………………………………………………           30

2.1.    Изучение персоналий на уроках истории как содержательная основа                          формирования ценностных ориентаций учащихся…………………        30

2.2.  Методика построения учебных занятий по формированию ценностных ориентаций учащихся на основе изучения исторических персоналий…………………………………………………………….               35

2.3.  Анализ результатов опытной работы…………………………………               45

Выводы……………………………………………………………………….               49

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..                51     

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ........................................................................           53

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………    55

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы исследования  связана с поиском практических путей формирования ценностных ориентаций  подрастающей личности. Интерес к одному из самых актуальных проблем воспитания обусловлен целым рядом обстоятельств.

 Прежде всего, это возникновение в российском обществе деструктивной для развития личности, опасной по своим последствиям социальной ситуации ценностного вакуума. Появление новых требований со стороны общества к личности, размывание и девальвация системы традиционных ценностей, сложившегося механизма социализации поколений и, как следствие, разрыв связей, нарушение преемственности между ними усиливает бездуховность, падение образовательного и культурного уровня значительной части подрастающего поколения.

Сегодняшние подростки - завтра активные участники всех социальных процессов. Подростки с одной стороны уже несут в себе результаты влияния различных факторов, в целом представляют     собой сформированные личности, а с другой - их ценности остаются достаточно гибкими, подверженные различным влияниям, что актуализирует научно-практический поиск путей решение проблемы формирование ценностных ориентации. Прежде всего, через организацию их школьной жизни, так как психологами доказана зависимость качеств личности от организации образовательного процесса и способов взаимодействия.   От того, с каким нравственным стержнем подрастающее поколение войдёт во взрослую жизнь, зависит наше будущее.

Жизненный опыт этой группы не богат, представления о морально-этических ценностях часто окончательно не определены. Именно эта группа - хороший «барометр» протекающих в обществе процессов идеологической, ценностной реконструкции. Интерес к данной категории учащихся определяется и тем, что сегодняшнему подростку особенно трудно -               в сложных социально-экономических условиях, нужно сориентироваться и выбрать профессию, определить идеалы, жизненные цели и путь.

 Необходимо отметить, что поиск практических путей формирования ценностного поля личности достаточно труден, относительно нов, так как проблемы педагогической аксиологии стали разрабатываться в нашей стране сравнительно недавно. Можно констатировать, что наблюдается постепенное накопление научных исследований и публикаций, относящихся к проблеме формирования ценностной сферы личности, но практических способов её решения пока крайне недостаточно. Это обстоятельство подчеркивает прикладную значимость нашего исследования, в ходе которого мы попытались обосновать один из возможных способов её практического решения.

 Тема исследования - «Изучение   персоналий на уроках истории в 9 классе  как средство формирования ценностных ориентаций школьников».

Объектом исследования выступает процесс формирования ценностных ориентаций подростков.

Предметом является изучение исторических персоналий на уроке истории в 9 классе как средство формирования ценностных ориентаций  подростков.

Цель – обосновать и апробировать методические решения построения учебных занятий по истории в 9 классе, при реализации которых процесс освоения ценностных ориентаций будет наиболее продуктивным.

Мы предположили, что процесс формирования ценностных ориентаций на уроках истории будет эффективен если:

- деятельность учителя на уроке будет целенаправленно ориентирована на развитие личностно окрашенного отношения его учеников к трудолюбию, патриотизму, творчеству, справедливости, порядочности, ответственности и другим  жизненно значимым социальным  ценностям;

- целевые установки учебного занятия будут ориентированы на обучение «принципам жизни»;

- учебное содержание будет представлено нравственными ценностями, а способ работы с ними организован как поиск, обнаружение и осмысление содержания смысловых ценностей;

- учебная деятельность побуждает учеников осуществлять самостоятельную смыслопоисковую исследовательскую деятельность.

Проблема, цель, предмет и гипотеза исследования определили его задачи:

1.Провести анализ ключевых понятий исследования « педагогическая              аксиология», «ценность», «ценностные ориентации».

 2.Определить теоретическую модель формирования ценностных ориентаций в процессе организации учебных и внеучебных занятий.

 3.Разработать и провести эмпирическую пробу серии занятий по формированию ценностного поля учащихся.

4.Определить эффективность предложенных методических решений формирования ценностных ориентаций подростков на основе диагностических процедур исследования.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования, его понятийного аппарата; включенное наблюдение, тестирование, анализ продуктов деятельности учащихся (сочинений), проектирование учебных и внеурочных занятий по теме исследования и их эмпирическая проба.

          Теоретико-методологические основания работы составили основные положения:

- аксиологической теории (Б.Г.Ананьев, М.С.Каган, В.П.Тугаринов, В.А.Ядов и др.);

- концепции педагогической аксиологии (В.А.Сластёнин, Г.И.Чижакова, Е.Н.Шиянова и др.);

 - ценностного подхода (В.И.Гинецинский, В.А.Караковский,                Г.Б. Корнетов и др.);

- психологический механизм интериоризации ценностей.

База исследования: класс 9 «В» МОУ №11 г. Иркутска.


Возврат в Дипломные работы  Заказать эту работу