Цель исследования состоит в определение степени зависимости самооценки ребенка в период кризиса 7 лет от характера отношений в системах «ребенок общественный взрослый» и «ребенок  общественный предмет».


">
pomogutebe.ru pomogutebe.ru

Время работы: с 8:00 на 20:00 мск

8 (961) 939-09-05

Заказать обратный звонок

Особенности развития самооценки младшего школьника на этапе кризиса 7 лет


Если Вам нужна эта дипломная работа (ВКР, дипломный проект), но с новыми данными, либо по вашему предприятию, либо по вашим требованиям, либо с изменённым планом, либо с высоким % антиплагиата, то  жмите "заказать  эту работу". Мы с Вами свяж


 

Содержание



Введение. 3

Глава 1. Теоретические основы психологии самосознания личности  8

1.1. Проблема  самосознания в психологии. 8

1.2. Самооценка как компонент самосознания. 14

1.3. Развитие самооценки в онтогенезе. 18

Глава 2. Влияние проявления кризиса 7 лет на характер формирования самооценки младшего школьника. 25

2.1. Психология кризиса. 25

2.2. Развитие самооценки младшего школьника в условиях кризиса 7 лет. 32

Глава 3. Результаты исследования самооценки младшего школьника на этапе кризиса 7 лет. 35

3.1. Программа исследования самооценки младшего школьника на различных этапах кризиса 7 лет. 35

3.2 Анализ результатов исследования самооценки младшего школьника  на различных этапах кризиса 7 лет. 39

3.3. Рекомендации учителю, родителям, направленные на развитие адекватной самооценки у учащихся младшего школьного возраста. 55

Заключение. 64

Литература. 67

ПРИЛОЖЕНИЕ.. 71

 

 

Введение

Младший школьный возраст многогранен как объект психологического исследования. Анализ научной литературы показывает различную степень привлекательности таких сторон жизнедеятельности детей, как особенности развития личности, различных аспектов учебной деятельности, уровень психологической готовности к школе. Наименее изученным данный возраст остается в области проявления различных возрастных новообразований в период кризиса 7 лет. Одна из главных причин этого, по мнению многих ученых, заключается в том, что в науке существует многообразие теоретических концепций кризисных фаз детского развития. Само понятие «кризис» многозначно. В различных психологических теориях оно рассматривается по-разному и связывается с различными явлениями психической жизни человека. В отечественной психологии представление о возрастном кризисе ввел П.П.Блонский, затем описывал и содержательно раскрывал Л.С.Выготский. В зарубежной психологии «кризис» рассматривали такие ученые как Ж.Пиаже, Э.Эриксон и др. Кризисы почти не исследовались ни теоретически, ни экспериментально, но в любом исследовании, в любом учебнике по возрастной психологии, его рассматривали как нечто реальное существующее, данное как бы изначально.

Актуальность исследования заключается в том, что в каждый возрастной период у человека проявляются определенный кризис, и авторы по-разному дают периодизацию этих возрастов. Но из всех этих возрастных периодов более важным является кризис 7 лет, поскольку именно в этот период происходит существенное изменение всего психологического облика ребенка, коренная перестройка его отношений к социальному окружению. Включаясь в жизнь школы, ребенок фактически начинает параллельно осваивать две программы. Одна – это официальная учебная программа, вторая – скрытая программа социализации, обусловленная характером межличностных взаимоотношений, складывающихся в школе. Вся школьная жизнь в основном направлена на реализацию первой программы. Вторая программа не имеет столь явного организационного оформления, но именно благодаря ей формируются эмоциональная и социальная жизнь ребенка, его самооценка и уровень притязания. Ведь именно от того, как ребенок относится к себе, как у него складывается образ «Я» зависит дальнейшее его становление как личности.

Осмысление этой проблемы и определило тему нашего исследования: «Особенности развития самооценки младшего школьника на этапе кризиса 7 лет».

Цель исследования состоит в определение степени зависимости самооценки ребенка в период кризиса 7 лет от характера отношений в системах «ребенок общественный взрослый» и «ребенок общественный предмет».

Данная цель исследования определила постановку следующих задач:

1)     Теоретически обосновать сущностные характеристики понятий: самооценка, ведущая деятельность, кризис, новообразования учащихся младшего школьного возраста с позиции темы исследования.

2)     Обосновать особенности формирования самооценки детей младшего школьного возраста.

3)     Исследовать характер самооценки детей младшего школьного возраста в определенных фазах кризиса 7 лет.

4)     Сформулировать рекомендации учителю, родителям по взаимодействию с детьми в период кризиса 7 лет с позиции формирования адекватной самооценки.

Объектом исследования выступает психологическое содержание и механизмы становления самооценки младшего школьника.

Предметом является особенности развития самооценки ребенка в период кризиса 7 лет.

Гипотеза исследования: если уровень общей самооценки ребенка будет непосредственно совпадать с его оценкой в одной из  систем («ребенок – общественный взрослый» или  «ребенок общественный предмет»), та и будет служить ведущей деятельностью на данном этапе и определять характер самооценки ребенка.

Базой исследования является 1 «г» класс школы №24 г. Иркутска. 

В соответствии с поставленными задачами в исследовании использовались следующие методы:

Теоретические теоретический анализ научной и психолого-педагогической литературы и результатов исследований.

Эмпирические – педагогические наблюдения за деятельностью учителя и учащихся в учебном процессе, проведение диагностического исследования, опрос, индивидуальные беседы; изучение продуктов деятельности младших школьников, качественный и количественный анализ результатов исследования.

В работе представлены сущностные характеристики таких понятий, как кризис 7 лет и самооценка личности.

Вслед за Львом Семеновичем Выготским мы рассматривали возрастной кризис как особые, относительно непродолжительные (до года) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями. А кризис 7 лет как, переломный критический возраст, который открывает весь период школьных возрастов.[13]

Самооценку личности И.В.Дубровина характеризует как оценку личностью себя в целом и отдельных сторон своей личности, деятельности, отношения с другими людьми.[16]

  Структура работы представлена: введением, 3 главами и заключением.

В первой главе раскрываются теоретические основы психологии самосознания личности. Во второй - обосновываются особенности развития самооценки младшего школьника на этапе кризиса 7 лет. Практическая глава посвящена исследованию характера самооценки ребенка младшего школьного возраста в определенных фазах кризиса 7 лет. Теоретические исследования проблемы развития самооценки и особенности проявления кризисов  позволяют обосновать следующие выводы:

  1. Множественность точек зрения философов, психологов на сущность самосознания не позволяет нам сегодня принимать какую-то однозначную трактовку и как относительно самого понятия, так его  функций и структурных    компонентов.
  2. Тем не менее, все исследования сходятся к одному, что вершиной самосознания является «Я концепция», как целостное не противоречивое представление человека о самом себе. Одной из важных составляющих «Я концепции» является самооценка личности.
  3. Самооценка «берет на себя» реализацию множества функций:

­        определение социально приемлемых и индивидуально подходящих критериев эффективности собственных усилий;

­        оценка уровня своих способностей;

­        контроль за адекватностью используемых средств и способов деятельности;

­        поиск и формулирование наиболее перспективных для личностного комфорта и развития целей и ценностей последующей жизнедеятельности.

  1.  Вектор развития самооценки на каждом возрастном этапе отличается своей спецификой
  2. Несмотря на то, что в исследованиях теории кризиса нет единого мнения о его месте и роли в психическом развитии ребенка, многие психологи считают, что в период кризиса 7 лет происходит существенное изменение всего психологического облика ребенка, коренная перестройка его отношений к социальному окружению.
  3. Согласно Д.Б.Эльконина ребенок в этот период взаимодействует в двух системах, которые определяют появление его новообразований. Особенно обостряется их влияние в период кризиса 7 лет. Это побудило нас обратится к проблеме исследования зависимости самооценки детей младшего школьного возраста от характера сложившихся систем отношений.

 Практическая значимость  работы заключается в том, что исследование об особенностях развития самооценки младшего школьника в период кризиса 7 лет  может быть полезно учителям начальных классов, их родителям, педагогу-психологу.


Возврат в Дипломные работы  Заказать эту работу