Опека, попечительство, патронаж
Если Вам нужна эта дипломная работа (ВКР, дипломный проект), но с новыми данными, либо по вашему предприятию, либо по вашим требованиям, либо с изменённым планом, либо с высоким % антиплагиата, то жмите "заказать эту работу". Мы с Вами свяж
Содержание
Введение. 3
Глава 1. Теоретические аспекты опеки, попечительства и патронажа. 7
1.1 Институт опеки и попечительства в современной России. 7
1.2 Формы и виды опеки и попечительства. 14
1.3 Патронаж как институт гражданского права. 23
Глава 2. Юридический анализ проблем опеки, попечительства и патронажа. 31
2.1 Анализ Федерального закона «Об опеке и попечительстве». 31
2.2 Правовое регулирование распоряжения имуществом лиц, находящихся под опекой и попечительством. 42
2.3 Патронаж над дееспособными гражданами и смежные правоотношения. 49
Глава 3. Судебная практика по вопросам опеки, попечительства и патронажа. 55
Заключение. 63
Список литературы.. 66
Введение
В последние годы в России произошли кардинальные изменения в социально-экономической системе. Отказ от социализма резко изменил положения личности в обществе. С одной стороны, человек стал более свободным, но с другой - социальная забота о личности значительно снизилась.
Одной из форм социальной заботы о гражданах, особо нуждающихся в ней, является установление опеки, попечительства или патронажа.
Вопросы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, исторически привлекали внимание государства и общественности. За последние годы данная проблема приобрела особую актуальность, проявлением которой стало принятие Федерального закона от 24 апреля 2008 г. №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»[1]. Основной целью совершенствования традиционной системы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, является обеспечение и гармонизация интересов ребенка и лица, взявшего его на воспитание.
Опека (попечительство), с одной стороны, дает возможность устроить судьбу ребенка в условиях, приближенных к проживанию в семье, с другой - предоставляет возможность устанавливать контроль за соблюдением прав и интересов граждан.
Потребность в принятии закона об опеке и попечительстве была обусловлена необходимостью не только введения новых правил правовой регламентации соответствующих отношений, но и унификации в этой части законодательных актов субъектов РФ. Внедрение на уровне субъектов иных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, породило противоречия в правовом регулировании схожих форм воспитания детей либо наоборот, формальное дублирование законов.
Принятие специального закона позволило разрешить множество вопросов, но многие новеллы и механизм их реализации все же нуждаются в теоретическом осмыслении. Применение различных форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, создало условия для формирования самостоятельных правоотношений между ребенком и лицами, принявшими на себя обязательства по его воспитанию. Наиболее похожей на опеку и попечительство является приемная семья, которая ранее действовавшим законодательством признавалась отдельной формой воспитания детей. На идентичность соответствующих правоотношений неоднократно обращалось внимание в науке семейного права.
Признание опеки и попечительства в качестве основной формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а приемной и патронатной семей - ее разновидностями обусловило необходимость исследования новых положений законодательства с целью определения степени их эффективности.
Вопрос о правовой природе опеки и попечительства периодически подвергается исследованию в науке гражданского и семейного права, которое затрагивает множество спорных моментов.
Изложенные обстоятельства, а также необходимость дальнейшего совершенствования российского законодательства, регулирующего формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, определили актуальность темы данного исследования: «Опека, попечительство, патронаж».
Проблемой опеки, попечительства и патронажа занимались ведущие ученые в области философии, социологии, теории государства и права, семейного, гражданского, административного права: С.С. Алексеева, М.В. Антокольской, Л.И. Беляевой, Ю.Ф. Беспалова, В.И. Бошко, М.И. Брагинского, С.Н. Братуся, В.В. Витрянского, М.Ф. Владимирского, Е.М. Ворожейкина, З.И. Ворониной, М.А. Галагузовой, И.В. Гессен, А.Г. Гойхбарга, Н.М. Ершовой, О.Ю. Ильиной, О.С. Иоффе, О.А. Красавчикова, Е.А. Крашенинникова, А.В. Малько, Г.К. Матвеева, Н.И. Матузова, B.C. Мартемьянова, Д.И. Мейера, Л.Ю. Михеевой, С.А. Муратовой, A.M. Нечаевой, И.Б. Новицкого, А.И. Пергамент, Л.М. Пчелинцевой, A.M. Рабец, В.А. Рясенцева, Г.М. Свердлова, В.И. Синайского, Е.А. Суханова. P.O. Халфиной, Б.Л. Хаскельберга, Е.А. Чефрановой, Н.С. Шерстневой, Г.Ф. Шершеневича и др.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что конкретные выводы, сделанные в работе, могут быть учтены в процессе дальнейшей научной разработки и изучения вопросов, связанных с опекой (попечительством) над несовершеннолетними, а также при корректировании семейного, административного законодательства в этой сфере, как на федеральном, так и на региональном уровне.
Объект дипломной работы – опека, попечительство, патронаж в современной России.
Предмет дипломной работы - общественные отношения, возникающие при возникновении опеки, попечительства и патронажа.
Цель дипломной работы – рассмотреть теоретические и прикладные основы проблемы опеки, попечительства и патронажа в современной России.
Для достижения цели, поставленной в данном исследовании, необходимо решить следующие задачи:
- выяснить особенности института опеки и попечительства в современной России;
- рассмотреть формы и виды опеки и попечительства, а также рассмотреть патронаж как институт гражданского права;
- провести анализ Федерального закона «Об опеке и попечительстве»;
- рассмотреть правовое регулирование распоряжения имуществом лиц, находящихся под опекой и попечительством;
- рассмотреть патронаж над дееспособными гражданами и смежные правоотношения;
- проанализировать материалы судебной практики по вопросам опеки, попечительства и патронажа.
Методологическую основу исследования составили диалектический и историко-правовой методы познания науки семейного и гражданского права, семейного, гражданского, административного законодательства, а также практики применения опеки и попечительства как формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
В ходе исследования использовались общенаучные (анализ, синтез, историко-правовой) и частно-научные методы: сравнительно-правовой, структурно-функциональный, формально-юридический анализ.
[1] Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" (ред. от 18.07.2009) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. № 21 ст. 2581