pomogutebe.ru pomogutebe.ru

Время работы: с 8:00 на 20:00 мск

8 (961) 939-09-05

Заказать обратный звонок

Изучение элементов математической логики как способ развития логического мышления


Если Вам нужна эта дипломная работа (ВКР, дипломный проект), но с новыми данными, либо по вашему предприятию, либо по вашим требованиям, либо с изменённым планом, либо с высоким % антиплагиата, то  жмите "заказать  эту работу". Мы с Вами свяж


Содержание

 

Введение……………………………………………………………………..

 

Глава 1: Психологические особенности мышления……………….…..

 

1.1. Характеристика мышления. Виды мышления………………………...

1.2. Логическое мышление……………………………………………….….

1.3. Психолого-педагогические особенности подросткового возраста…..

1.4. Характеристика логического мышления учащихся подростко­вого возраста………………………………………………………………….

Выводы…………………………………………………………………….....

 

Глава 2: Элементы математической логики……...……………………

 

2.1. Введение в математическую логику……………………...…………...

2.2. Понятие высказывания…………………………………………...…….

2.3. Логические операции над высказываниями………………...………...

2.4. Формулы алгебры логики……………………………………………...

2.5. Равносильные формулы алгебры логики………………….…..……...

2.6. Равносильные преобразования формул…………………..…………...

2.7. Алгебра Буля…………………………………….………………………

Выводы………………………………………………………………..……..

 

Глава 3: Психолого-педагогическое исследование развития логического мышления………………………...……………....……

 

3.1. Описание констатирующего этапа исследования…………….……...

3.2. Описание формирующего этапа исследования………………...…….

3.3. Сравнительно – сопоставительный анализ результатов психолого-педагогического исследования по проблеме развития логического мышления……………………………………………………….……… 

Выводы…………………………………………………...………………….

 

Заключение……………………………………..……………………………

 

Литература…………………………………………...………………………

 

Приложение…………………………………………………………………

 

3

 

6

 

6

8 

12

 

14

14

 

16

 

16

18

19

22

23

26

27

28

 

 

30

 

30

34

 

 

44

47

 

48

 

49

 

51


Введение

 

В настоящее время наша жизнь постоянно усложняется. Это связано с научно-техническим прогрессом, развитием и усложнением технологий во всех сферах нашей жизни. Используя логику, человечество про­водит в жизнь научно-технический  прогресс. Без использования логиче­ских операций человек не сможет даже нормально общаться, не говоря уже о том, чтобы управлять сложной техникой. Логические операции определяют такой вид человеческого мышления как словесно-логическое (логическое). Именно этот вид мышления наиболее востребован в современном мире.

Несмотря на то, что к уровню развития логического мышления в совре­менном обществе предъявляются достаточно высокие требования,  в ряде ис­следований отмечается относительно низкий уровень развития данного вида мышления у школьников. В настоящее время в виду преобразований школь­ных программ, их упрощения, эта проблема не решается в полной мере.  Та­ким об­разом, одной из главных задач, стоящей перед преподаванием матема­тики в ос­новной школе, является развитие логического мышления учащихся. Отчасти решить данную проблему можно на факультативных занятиях по математике, при изучении элементов математической логики.

Именно это и обусловило выбор темы «Изучение элементов математи­ческой логики как способ развития логического мышления учащихся основ­ной школы».

В течение всей своей жизни человек не только воспринимает окружаю­щий мир, но и хочет его понять. Понять – значит проникнуть в суть пред­метов и явлений, познать самое главное, существенное в них. Информа­ция, по­лученная человеком из окружающего мира, позволяет человеку пред­ставлять не только внешнюю, но и внутреннюю сторону предмета, представ­лять предметы в отсутствие их самих, предвидеть их изменение во времени, устремляться мыслью в необозримые дали и микромир. Все это возможно благодаря про­цессу мышления. В психологии под мышлением понимают процесс познава­тельной деятельности индивида, характеризующийся обоб­щенным и опосредо­ванным отражением действительности. Отталкиваясь от ощущения и восприятия, мышление, выходя за пределы чувственного опыта, расширяет границы нашего познания в силу своего характера, позволяющего опосредственно (т.е. умозаключением) раскрыть то, что непосредственно (т.е. восприятием) не дано.

Высшей формой мышления является словесно-логическое мышление. Словесно-логическое мышление функционирует на базе языковых средств и представляет собой наиболее поздний этап исторического и онтогенетиче­ского развития мышления. Для словесно-логического мышления характерно использование понятий, логических конструкций, которые иногда не имеют прямого образного выражения (например, стоимость, честность, гордость и т.д.). Благодаря словесно-логическому мышлению человек может устанавли­вать наиболее общие закономерности, предвидеть развитие процессов в при­роде и обществе, обобщать различный, наглядный материал. Нами была выдвинута гипотеза - изучение элементов математической логики на факультативных занятиях способствует развитию логического мышления учащихся основной школы.

Из данной гипотезы вытекает следующая цель подтвердить на практике положительное влияние изучения элементов математической логики на факультативных занятиях направленных на развитие логического мышления учащихся основной школе.

Объектом является развитие логического мышления  учащихся основ­ной школы.

Предмет - изучение элементов математической логики, направленное на развитие логического мышления.

Исходя из цели, гипотезы, объекта и предмета исследования, нами были поставлены следующие задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую, методическую, учебную литературу по проблеме развития логического мышления учащихся основ­ной школы, провести её анализ.

2. Провести диагностическое обследование уровня развития логического мышления учащихся основной школы.

3. Составить и апробировать курс факультативных занятий по изучению элементов математической логики, предназначенный для учащихся основной школы.

4. Провести вторичное диагностическое обследование, сравнить и проанализировать результаты проведённого исследования.

При проведении исследования используются следующие методы: теоре­тический (анализ литературы), эмпирический (тестирование) и метод стати­стической обработки полученных данных.

База проведения исследования МОУ средняя школа № 19 г. Иркутска,    8 Б класс.  Сроки проведения исследования с 1.04.2005 по 30.04.2005.

Структура работы представлена введением, тремя главами (две теорети­ческие и одна практическая), заключением и списком литературы.

В первой главе раскрываются психологические особенности мышления, а именно даётся определение понятия мышление, перечисляются и описыва­ются его виды. Дана характеристика логического мышления и определены его особенности у школьников девятого класса. Делается вывод о том, что на факультативных занятиях у учащихся  основной школы по математике необходимо, и очень важно проводить занятия с использованием таких элементов обучения, которые направлены на развитие основных логических операций мышления (особенно анализ, синтез, абстракция), так этот возраст сенситивен для развития логического мышления.

Во второй главе представлен перечень тем по изучению элементов ма­тематической логики, которые целесообразно изучать на факультативных за­нятиях.

Третья глава носит практический характер, в ней представлено описание констатирующего, формирующего и контрольного этапов исследования, а также сравнительно–сопоставительный анализ результатов психолого-педа­гогического исследования развития логического мышления.

В приложениях представлены «Бланк диагностической методики ШТУР», сравнительная таблица «Изменение уровня развития логического мышления учащихся 8 Б класса» и «Применение логических операций мыш­ления при решении задач».  

 


Возврат в Дипломные работы  Заказать эту работу