pomogutebe.ru pomogutebe.ru

Время работы: с 8:00 на 20:00 мск

8 (961) 939-09-05

Заказать обратный звонок

Интегрированные уроки по естествознанию как средство экологического воспитания


Если Вам нужна эта дипломная работа (ВКР, дипломный проект), но с новыми данными, либо по вашему предприятию, либо по вашим требованиям, либо с изменённым планом, либо с высоким % антиплагиата, то  жмите "заказать  эту работу". Мы с Вами свяж


Содержание 

 

 

Введение................................................................................................................................. 3

 

Глава I.  Экологическое воспитание младших школьников............................................... 7

1.1.          Возрастные особенности младшего школьного возраста....................................... 7

1.2.          Сущность экологического воспитания..................................................................... 10

1.3.          Экологическое воспитание младших школьников на уроках

естествознания........................................................................................................... 14

Выводы по I главе.................................................................................................................. 18

 

Глава II.  Теоретические основы интеграции естествознания

в начальной школе............................................................................................ 19

2.1.  Психолого-педагогическое обоснование интеграции

на уроках в начальной школе....................................................................................... 19

2.2.  Методическое направление межпредметной интеграции

уроков естествознания в начальной школе................................................................. 25

Выводы по II главе................................................................................................................. 35

 

Глава III.  Диагностика и анализ результатов опытной работы........................................ 36

3.1.  Вводная диагностика..................................................................................................... 36

3.2.  Опытная работа.............................................................................................................. 44

3.3.  Итоговая диагностика.................................................................................................... 48

Выводы по III главе................................................................................................................ 53

 

Заключение............................................................................................................................. 54

 

Литература.............................................................................................................................. 55

 

Приложение............................................................................................................................ 57

 

Введение 

 

 

Неблагополучное экологическое состояние планеты, о котором в настоящее время знают все, - это результат нерационального природопользования, результат деятельности людей, которых не беспокоит проблема сохранения природных (материальных и духовных) ресурсов, результат потребления богатств Земли для получения максимальной прибыли и удовлетворения потребностей ныне живущего поколения.

Прямым следствием такого природопользования являются глобальные экологические проблемы, которые имеются в настоящее время во всех уголках планеты, на всех континентах и во всех государствах. (11, 49)

В основе любой цивилизации лежит образование – передача следующим поколениям приобретенного опыта и знаний, культурных и нравственных ценностей. В этой связи экологическое образование и воспитание школьников приобретают важное значение. Проблема формирования экологического образования и воспитания школьников определяется как приоритетное направление работы школы.

Методические основы формирования экологического воспитания школьников разработана в трудах академика Никиты Николаевича Моисеева. Он, безусловно, прав, что человечество подошло к порогу, за которым нужны и новая нравственность, и новые знания, новый менталитет, новая система ценностей. Решающую роль в утверждении междисциплинарного экологического образования он отводит Учителю, который передает эстафету знаний, воспитывает у детей ответственность за сохранение цивилизации на Земле, начиная с младшего школьного возраста. (13, 25-27)

Сухаревская Е.Ю. считает, что особенностью современной начальной школы является интеграция знаний о развитии окружающего мира и общества у младших школьников. Знание целостно, таким оно и должно предстать перед учеником.(38, 27)

Курс естествознания в начальной школе – это интегрированный предмет, в который входят природоведение, экология, страноведение, физика, химия, астрономия, биология, зоология, география, и др. Также на основе интеграции естествознания с другими предметами начальной школы возможен показ важности естественных наук в научном познании природы, воспитание понимания и любви к окружающей среде. Все это воспитывает бережное отношение к природе.

Психологи (Л.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин) отмечают, что у детей младшего школьного возраста уже может быть сформирована готовность к правильному взаимодействию с окружающей природой. При этом более актуальным для младших школьников является эмоциональные переживания, связанные с процессом общения с объектом природы, а также разнообразная деятельность в ней.

В работах А.В. Миронова, А.А. Плешакова, Н.Ф. Виноградовой, Р.А. Петросовой раскрыты особенности формирования любви и бережного отношения к природе у младших школьников.

Проблемы, цели, задачи и условия экологического воспитания младших школьников разработаны в работах И.Д. Зверева, А.Н. Захлебного, Б.Т. Лихачева, Н.М. Мамедова, Л.П. Саслеевой, И.Т. Суравегиной.

А.Н. Захлебный, Н.А. Городецкий, Н.В. Добрецова, А.В. Миронов дали характеристики средств, форм, методов экологического воспитания.

Реализация идеи интеграции в практике начальной школы раскрыта в работах ученых педагогов и методистов А.Я. Герда, Д.Н. Кайгородова, А.М. Низовой, В.С. Перекалова, М.Н. Скаткина, Е.Ю.Сухаревская и др.

В современной начальной школе разработаны программы интегрированных курсов по естествознанию экологической направленности А.А. Плешаковым, О.Т. Поглазовой, А.А. Вахрушевым, Н.Ф. Виноградовой, Н.Я. Дмитриевой и Казаковым и др.

И хотя педагоги издавна считали природу вечным источником мыслей и добрых чувств детей, в школьной практике воспитательные и познавательные возможности общения с природой и проведение интегрированных уроков используются недостаточно. Педагоги с горечью отмечают, что большинство людей через всю жизнь проходят, словно с завязанными глазами, нечувствительные к красоте и чудесам природы.

Проанализировав работы педагогов, методистов, ученых пришли к выводу, что одной из причин экологического кризиса является низкий уровень экологической воспитанности граждан.

Не вызывает сомнения, что основной ориентир в решении этой проблемы – это цель экологического образования и воспитания. Интегративная сущность таких понятий, как экологическая ответственность, ответственное отношение к природе, экологическая культура, говорит о том, что экологическое образование и воспитание по своей сути имеет сложный, комплексный характер, а его содержание поаспектно раскрывается системой учебных предметов начальной школы.

Поэтому, интеграция предметов в современной школе один из активных поисков  новых педагогических решений, способствующих улучшению дел в них, развитию творческого потенциала в них.

Интеграция должна способствовать воссоединению целостности мировосприятия – единства мира и человека, живущего в нём и его познающего единства земли и космоса, единства Вселенной. Основой для процесса интеграции был длительный процесс установлений межпредметных связей, давший школе новый взгляд связь предметов, единение в содержании образования и воспитания.

Актуальность экологического воспитания и недостаточная практическая разработанность межпредметной интеграции по естествознанию определило выбор темы и цель исследования: показать важность проведения интегрированных уроков по естествознанию как средство экологического воспитания младших школьников.

Исходя из цели исследования, нами была определена гипотеза: проведение интегрированных уроков по естествознанию в начальной школе способствует формированию экологического воспитанности младших школьников.

Объект исследования: процесс экологического воспитания младших школьников.

Предмет исследования: интегрированные уроки по естествознанию в третьем классе.

Проблема, цель, предмет, объект исследования определили следующие задачи:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу, передовой педагогический опыт учителей по исследуемой проблеме;
  2. Раскрыть теоретические основы экологического воспитания в общем и на и на уроках естествознания с учетом возрастных особенностей младших школьников;
  3. Изучить теоретические основы и методику межпредметной интеграции уроков естествознания начальной школе;
  4. Разработать и апробировать интегрированные уроки по естествознанию в 3 классе как средство экологического воспитания;
  5. Провести диагностику и проанализировать результаты исследования.

Для решения поставленных задач использовался комплекс следующих методов исследования:

Теоретические: теоретический анализ методической и психолого-педагогической литературы и передового педагогического опыта учителей, моделирование.

Эмпирические:педагогическое наблюдение, беседа, опытная работа, диагностический метод (тестирование), обработка и анализ собранных материалов.

            Содержание и структура работы:

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложения.

Во введении обусловлена актуальность, обосновывается выбор темы, определяется проблема, цель, гипотеза, объект, предмет, задачи, методы исследования.

В первой главе раскрываются сущность экологического воспитания в общем и на уроках естествознания в начальной школе; возрастные особенности младших школьников.

Во второй главе раскрываются понятие «интеграция», психолого-педагогические основы интеграции, значение, формы, требования к интегрированным урокам.

В третьей главе дано описание опытной работы, анализ результатов исследования, апробирование интегрированных уроков по естествознанию в 3 классе.

В заключении формулируются общие выводы по использованию интегрированных уроков по естествознанию в начальной школе как средство экологического воспитания младших школьников.

В приложении дана диагностика исследования отношения детей к природе, протоколы, конспекты разработанных интегрированных уроков.

База исследования: школа № 15, 3 «А» класс в количестве 20 человек.


Возврат в Дипломные работы  Заказать эту работу