pomogutebe.ru pomogutebe.ru

Время работы: с 8:00 на 20:00 мск

8 (961) 939-09-05

Заказать обратный звонок

Использование произведений художественной литературы как средство воспитания экологической культуры


Если Вам нужна эта дипломная работа (ВКР, дипломный проект), но с новыми данными, либо по вашему предприятию, либо по вашим требованиям, либо с изменённым планом, либо с высоким % антиплагиата, то  жмите "заказать  эту работу". Мы с Вами свяж


Оглавление

 

Введение………………………………………………………………....3

 

Глава I. Теоретическое обоснование процесса воспитания

у младших школьников экологической культуры………………..6        

 

1.1 Психолого-педагогические основы процесса воспитания

у детей    младшего школьного возраста экологической культуры (культуры природолюбия)………………………………………………6

 

1.2 Роль художественных произведений

как средства воспитания любви к природе

у детей младшего школьного возраста………………………………..15

 

Выводы по главе I……………………………………………………..22

 

Глава II. Содержание и методика использования

произведений художественной литературы

на уроках природоведения как средства

воспитания экологической культуры

у младших школьников………………………………………………23

 

2.1Анализ учебной программы Плешакова А.А. «Зеленый дом»

и задачи практического исследования………………………………...23

 

2.2Практическое использование

произведений художественной литературы

на уроках природоведения в 3-ем классе

(формирующий этап исследования)…………………………………...27

 

2.3 Результаты итогового исследования.

Сравнительный анализ полученных результатов…………………….35

 

Выводы по главе II……………………………………………………38

 

Заключение …………………………………………………………....40

 

Список литературы……………………………………………………43

 

Приложения ……………………………………………………………46

 

 

 

Оглавление

 

Введение………………………………………………………………....3

 

Глава I. Теоретическое обоснование процесса воспитания

у младших школьников экологической культуры………………..6        

 

1.1 Психолого-педагогические основы процесса воспитания

у детей    младшего школьного возраста экологической культуры (культуры природолюбия)………………………………………………6

 

1.2 Роль художественных произведений

как средства воспитания любви к природе

у детей младшего школьного возраста………………………………..15

 

Выводы по главе I……………………………………………………..22

 

Глава II. Содержание и методика использования

произведений художественной литературы

на уроках природоведения как средства

воспитания экологической культуры

у младших школьников………………………………………………23

 

2.1Анализ учебной программы Плешакова А.А. «Зеленый дом»

и задачи практического исследования………………………………...23

 

2.2Практическое использование

произведений художественной литературы

на уроках природоведения в 3-ем классе

(формирующий этап исследования)…………………………………...27

 

2.3 Результаты итогового исследования.

Сравнительный анализ полученных результатов…………………….35

 

Выводы по главе II……………………………………………………39

 

Заключение …………………………………………………………....40

 

Список литературы……………………………………………………43

 

Приложения ……………………………………………………………46

 

                                                 Введение

 

История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. Поэтому в наши дни отношение к природе приобрело социальную значимость, стало нравственным принципом, основным требованием которого является сохранение и улучшение природной среды во имя интересов каждого человека и всего общества.

На межправительственной  конференции в Рио-де-Жанейро в 1992 году были поставлены задачи, среди которых важнейшими являются следующие:

¾ принятие практических первоочередных мер по выходу из кризиса;

¾ воспитание экологической культуры подрастающего поколения с целью предотвращения повторения сложившейся ситуации.

Эти задачи нашли отражение и в Постановлении Правительства Российской Федерации №1208 «О мерах по улучшению экологического образования населения» от 3 ноября 1994 г., в котором экологическое образование и воспитание школьников определяется как приоритетное направление работы школы.

Поэтому проблема воспитания экологической культуры, любви к природе и бережного к ней отношения является в настоящее время актуаль-ной во всем мире.

«Школа призвана формировать качества рачительных хозяев, заботливое и бережное отношение к общественному достоянию и родной природе», – отмечается в Государственных стандартах начальной школы. Причем к вопросу экологического просвещения и самой широкой пропаганды идей экологической культуры нужно подходить как к вопросу государственной важности. Об этом свидетельствует и принятие депутатами Законодательного собрания Иркутской области на ноябрьской сессии 2003 года закона об экологическом образовании.

Однако стоит заметить, что формирование у детей эмоционально-положительного, ответственного отношения к природе – сложный и длительный социально-педагогический процесс, направленный не только на овладение знаниями и умениями, но и на развитие мышления, эмоций, воли детей, их деятельности по защите, уходу и улучшению природной среды. Следовательно, чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатство, нужно прививать ему эти чувства с раннего возраста.

Как показывает ряд проведенных исследований, в младшем школьном возрасте наиболее целесообразно начать активную работу по формированию отношения к природе на основе знаний о взаимосвязи человека и природы, т.к. в этот период мир природы начинает играть более значительную роль в психической жизни ребенка, отношение к природе становится более интенсивным. Начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста также и потому, что в это время приобретенные знания могут в  дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

Проблема воспитания экологической культуры, которая в современной литературе приравнена к проблеме формирования культуры природолюбия школьников занимают значительное место в теории и практике современной школы.

Под экологическим культурой надо понимать единство экологического сознания и поведения,  гармоничного с природой. Основной задачей этого сравнительно нового направления в воспитании является формирование у школьников бережного и ответственного отношения к природной среде.

Анализ научной литературы и тщательное изучение опыта творчески работающих учителей позволило установить, что большое значение для формирования, расширения и углубления представлений о природе, природ-ных явлениях, эстетических чувств, воспитания любви к родному окружаю-щему миру имеет использование на уроках природоведения произведений художественной литературы. Однако эта область педагогической деятельнос-ти разработана недостаточно, вопрос, посвященный теме нашего дипломного исследования, слабо освещен в научно-методической литературе (нет нарабо-ток по содержанию, методам и приемам использования художественных произведений).  Поэтому мы считаем, что тема нашего исследования : «Ис-пользование произведений художественной литературы на уроках приро-доведения в 3-ем классе как средство воспитания у детей младшего школьно-го возраста экологической культуры, любви к природе» является актуальной.

Методические основы формирования экологической культуры школьников разработаны в трудах академика Н.Н. Моисеева. Человек не может расти и развиваться, не взаимодействуя с окружающей природной сферой. Его чувства и ум развиваются соответственно тому, какой характер носят его отношения с природой. Именно поэтому так важен в экологическом воспитании начальный этап школьного обучения, когда стихийные знания о культуре взаимоотношений с природной средой систематизируются и обобщаются.

Особенности формирования у младших школьников любви и бережно-го отношения к природе раскрыты в работах Т.А. Бобылевой, Л.Д. Бобы-левой, А.В. Миронова, А.А. Плешакова, Л.П. Салеевой и др.

Проблемы экологического воспитания рассматриваются в работах И.Д. Зверева, А.Н. Захлебного, Б.Т. Лихачева, Н.М. Мамедова, Л.П. Салеевой, И.Т. Суравегиной и других. Этими авторами раскрываются цели, задачи, принципы, условия экологического воспитания.

Характеристику средств, форм и методов экологического воспитания мы находим в работах А.Н. Захлебного, Н.А. Городецкой, Н.В. Добрецовой, А.В. Миронова.

Мы предполагаем, если природоведческий материал на уроках ис-пользовать во взаимосвязи с произведениями художественной литературы, то, на наш взгляд, это будет способствовать обогащению духовного мира младших школьников и воспитания у них любви к природе, бережного к ней отношения.

Цель данного исследования – выявить возможность и результатив-ность использования содержания художественной литературы на уроках природоведения в 3-ем классе как средства воспитания у младших школьни-ков экологической культуры, любви к природе.

Объект исследования – процесс воспитания у младших школьников любви  к природе, экологической культуры средствами художественной ли-тературы на уроках природоведения.

Предмет исследования – содержание и приемы использования художественных произведений на уроках природоведения в 3-ем классе как средства воспитания экологической культуры, любви к природе.

Для реализации поставленной цели исследования необходимо решить ряд задач:

  1. Подобрать, изучить и проанализировать научно-методическую литературу по рассматриваемой проблеме, дать определение ключевым понятиям;
  2. Обосновать роль произведений художественной литературы в воспитании у младших школьников любви к природе;
  3. Изучить программное обеспечение экологического образования младших школьников и подобрать произведения художественной литературы в соответствии с программным обеспечением экологического образования;
  4. Разработать и апробировать на педагогической практике содержание и методические приемы использования на уроках природоведения произведений художественной литературы;
  5. Провести диагностику уровня сформированности экологической культуры младших школьников, сделать сравнительный анализ результатов входного и итогового исследования , сделать выводы о проделанной работе по использованию произведений художественной литературы на уроках природоведения как средства формирования культуры природолюбия учащи-хся 3-го класса.

В ходе исследования использованы следующие теоретические мето-ды: теоретико-методологический анализ научной литературы по изучаемой проблеме, изучение, анализ и обобщение педагогического опыта учителей-новаторов; педагогическое наблюдение; практические методы: опытная работа (диагностика, формирующий и контрольный этапы исследования), ан-кетирование, составление таблиц, беседы.

Практическая направленность дипломной работы заключается в моделировании уроков и методики использования художественных произ-ведений к разделу учебной программы Плешакова А.А. «Сохраним удиви-тельный мир растений и животных!»

Новизна исследования состоит в разработке и апробировании темати-ческого планирования занятий по природоведению с использованием художественных произведений в 3-ем классе в IV четверти.  


Возврат в Дипломные работы  Заказать эту работу