pomogutebe.ru pomogutebe.ru

Время работы: с 8:00 на 20:00 мск

8 (961) 939-09-05

Заказать обратный звонок

Изучение геометрического материла как средство развития пространственных представлений


Если Вам нужна эта дипломная работа (ВКР, дипломный проект), но с новыми данными, либо по вашему предприятию, либо по вашим требованиям, либо с изменённым планом, либо с высоким % антиплагиата, то  жмите "заказать  эту работу". Мы с Вами свяж


Содержание

 

 

Введение…………………………………………………………………………..3

 

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы

развития пространственных представлений у

младших школьников в процессе изучения геометрического материала…………………………………………………………………………6

1.1.          Психические особенности младших школьников…………………………………………………………………6

1.2.          Сущность понятия «пространственные представления»……………………………………………………………..9

1.3.          Развитие пространственных представлений у младших

         школьников. Критерии развития пространственных

         представлений…………………………………………………………….10

1.4.          Геометрия в начальной школе………………………………………………………………………15

1.5.          Этапы изучения геометрического материла в начальной школе………………………………………………………………………27

1.6.          Роль геометрии в развитии ребенка. Условия развития пространственных представлений у младших школьников при изучении геометрического материала…………………………………...28

Выводы по теоретической части……………………………………………..28

 

Глава 2. Опытная работа по развитию у младших школьников пространственных представлений ………………………………………….30

2.1. Констатирующий этап……………………………………………………...30

2.2. Формирующий этап…………………………………………………………31

2.3. Контрольный этап…………………………………………………………..33

Выводы по практической части……………………………………………...34

 

Заключение……………………………………………………………………...35

 

Список литературы…………………………………………………………….37

 

 

Приложение……………………………………………………………………..38

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В новой концепции образования приоритетным обучением является развивающее обучение. Термин «развивающее обучение» активно используется в психологической, педагогической и методической литературе. Тем не менее, содержание этого понятия остается до сих пор весьма проблематичным, а ответы на вопрос: «Какое обучение можно назвать развивающим?» довольно противоречивы. Это, с одной стороны, обусловлено многоаспектностью понятия, а с другой стороны, некоторой противоречивостью самого термина, так как вряд ли можно говорить о «не развивающем обучении». Бесспорно, любое  обучение развивает ребенка.

Однако нельзя не согласиться с тем, что в одном случае обучение как бы надстраивается над развитием, как говорил Л.С. Выготский «Плетется в хвосте» у развития, оказывая на него стихийное влияние, в другом целенаправленно обеспечивает его (ведет за собой развитие) и активно используется для усвоения знаний, умений и навыков.

Главная общеобразовательная задача обучения математике - добиться овладение учащимися системой доступных математических знаний, умений и навыков, необходимых в повседневной жизни и в будущей профессии, так прочно, чтобы они стали достоянием учащихся на всю жизнь.

В математическом образовании выделяются два главных объекта: числовые и пространственные понятия. На сегодняшний день начальная школа уделяет первостепенное внимание числовым понятиям, оставляя без важного внимания формирование пространственных представлений. Такая однобокость приводит к тому, что с одной стороны, в результате изучения числовых понятий учащиеся достигают значительного развития абстрактного мышления, а с другой стороны, их пространственные представления остаются практически неразвитыми.

Как известно, построение преподавания элементов геометрии в начальной школе может, осуществляется двумя основными способами:

1) подобно систематическому курсу геометрии, то есть от планиметрии и стереометрии;

2) основываясь на принципе фузионизма, то есть совместном изучении элементов планиметрии и стереометрии, мы придерживаемся мнения, что, учитывая психологические особенности развития ребенка предшкольного возраста, его жизненный опыт, который накапливается именно в трехмерном пространстве, изучение элементов геометрии должно идти по второму пути – по пути фузионизма. Это направление нашло свое отражение в начальных курсах геометрии, преподаваемых в школах в 18 и 19вв, в работах А.Леве, В.Кембеля, П.Трейтлена и других. Так, французский педагог А.Леве для ознакомления учеников наглядным путем с основными геометрическими понятиями, сравнивая два кубами. Получали представления о поверхности, линии, об их измерении, а так же о точке.

Объект развитие пространственных представлений у младших школьников.

Предмет изучение геометрического материала.

Цель-определение и апробирование методических условий, влияющих на развитие пространственных представлений у младших школьников в процессе изучения геометрического материала.

    Для достижения цели, выдвинуты следующие задачи:

1)           Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу, по изучаемой проблеме.

2)            Рассмотреть психологические особенности младших школьников.

3)           Рассмотреть сущность понятия «пространственные представления», развитие пространственных представлений у младших школьников.

4)           Рассмотреть сущность понятия «геометрия», какую роль она играет в развитии ребенка.

5) Определить методические условия развития пространственных        представлений у младших школьников и апробировать их на практике.

Гипотеза исследования- в своей работе мы исходим из того, что если в процессе изучения геометрии использовать методические условия, влияющие на развитие пространственных представлений у младших школьников, то это позволит ученикам лучше разобраться в геометрии.

Методологической основой исследования послужили положения современных концепций развития личности, обновления начального образования, опирались на исследовательские работы различных ученных, заслуженных педагогов, психологов таких как: А.Леве, Н.С.Подходова, Е.А.Богданова, Л.А.Миносян, И.Ф.Шарыгин, А.Д.Алферов, В.Н.Дружинина, А.А.Крылов, А.В.Петровский, М.М.Бурунин, А.И.Щербаков.

Научная новизна состоит в уточнении критериев развития пространственных представлений у младших школьников в процессе изучения геометрического материала.

Практическая значимость заключается в том, что результаты исследования представлены учителем начальных классов.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивается истинность исходных теоретических положений, используемых методов, адекватных предмету и задачам исследования.


Возврат в Дипломные работы  Заказать эту работу