Методика работы социального педагога с детьми девиантного поведения
Если Вам нужна эта дипломная работа (ВКР, дипломный проект), но с новыми данными, либо по вашему предприятию, либо по вашим требованиям, либо с изменённым планом, либо с высоким % антиплагиата, то жмите "заказать эту работу". Мы с Вами свяж
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕТОДИКИ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ.. 8
1.1 Функции социального работника. 8
1.2 Понятие девиантное поведение. 27
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ЭФФЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРКОМАНИИ С ДЕВИАНТНЫМИ ПОДРОСТКАМИ.. 52
2.1 Организация опытно-экспериментальной работы.. 52
2.2 Результаты опытно-экспериментальной работы.. 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 73
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования Социальная работа в системе образования - важнейшая составная часть пространства социальной работы. Социальная работа в системе образования как самостоятельное направление деятельности только начинает складываться, активизируется процесс внедрения социальных работников в данную сферу на всех ее уровнях. Образование выполняет очень важную функцию - развитие личности, включая ее социализацию, а также духовно-нравственное и художественное развитие, осуществляет подготовку квалифицированной рабочей силы для обеспечения материальных и духовных потребностей общества.
Актуальность темы исследования обозначена тем, что в нашей стране вопрос социальной работы стоит еще пока не на должной высоте. В первую очередь проблемы очень сильно отражаются на детях. Очень важна социальная работа в школе. Социальные работники все активнее участвуют в процессе социализации и формировании личности. В нашей стране в системе образования трудятся и социальные педагоги, и социальные работники, которые помогают детям и взрослым, преодолевать определенные жизненные трудности.
Социально-экономическая нестабильность последних лет привела к ослаблению интереса педагогов и родителей ко всему происходящему, а главное, к воспитанию подрастающего поколения. Между тем, проблемы молодежи, требует пристального внимания. Потом в общеобразовательных школах появился социальный педагог, на плечи которого легло много сложных проблем.
Специалисты выделяют два типа школьных проблем в процессе обучения в школе:
Проблема детей, традиционно находящихся в поле внимания и ведения социальных служб - детей инвалидов, детей-сирот, детей из многодетных и неблагополучных семей.
Проблема неуспевающего ученика, которая выходит за рамки чисто педагогической проблемы и становится одной из наиболее острых и практически не решаемых социальных проблем.
Количество детей со школьными проблемами неуклонно растет. Принято выделять две основные группы факторов: экзогенные (внешние) и эндогенные (внутренние). К внешним факторам относятся условия, в которых растет и развивается ребенок, и которые отличаются широким спектром как положительного, так и отрицательного плана. Эти условия могут зависеть от социальной депривации, при которой дети не просто страдают от отсутствия контактов, ласки, взаимопонимания, но и существенно отстают в функциональном и психическом развитии. Так же к внешним факторам относятся экологические условия, недостаточная квалификация педагогов, отсутствие необходимых знаний у родителей и т.д. к внутренним факторам относятся отклонения в физическом развитии ребенка, нарушения состояния здоровья.
Социальная педагогика как практическая деятельность ориентирована в основном на работу с детьми и семьей. Если родители по каким-либо причинам не в состоянии оказать ребенку помощь в разрешении его проблем, эту задачу стремится выполнить социальный педагог.
В связи с актуальностью нами сформулирована тема исследования: «Методика работы социального педагога с детьми девиантного поведения».
Проблема исследования: каковы наиболее эффективные методы работы социального педагога с детьми девиантного поведения?
Цель исследования заключается в решении проблемы.
Объект исследования: наркомания как форма девиантного поведения подростков.
Предмет исследования: методы работы социального педагога по профилактике в образовательной среде употребления наркотиков среди девиантных подростков.
Задачи исследования:
1. Изучить социально-педагогическую и психологическую литературу по проблеме исследования.
2. Раскрыть содержание работы социального педагога в школе по профилактике наркомании среди подростков.
4. Обобщить социально-педагогический опыт по профилактике злоупотребления ПАВ среди подростков.
Гипотеза исследования: профилактика злоупотребления наркотиков среди подростков будет успешной, если будут определены направления профилактической работы в образовательной среде и своевременно начаты реабилитационные мероприятия по воспитанию личностного и социального статуса подростков.
Методы исследования: теоретический анализ психологической и социально-педагогической литературы; беседа, наблюдение; анализ нормативной документации; обобщение передового социально-педагогического опыта.
Опытно-экспериментальная база исследования: средняя общеобразовательная школа №43 г. Орска, 8 «А» (контрольный) и 8 «Б» (экспериментальный) классы. Социальный педагог – Науменко Ольга Викторовна.
Методологическая основа исследования: Причины возникновения отклоняющегося поведения подростков и вопросы социально-педагогической помощи нашли свое отражение в работах М. А. Галагузовой, И. Ф. Дементьевой, О. Ф. Ерышева, С. А. Заврошина, Е. В. Змановской, Ю. А. Клейберг, В. Г. Степанова и др.
Технологии социально-педагогической работы с подростками в целях профилактики употребления наркотических веществ рассматривают в своих исследованиях Н. С. Акатовой, Л. С. Горбатенко, Д. В. Колесова, Л. П. Николаевой, Н. А. Сирота, М. В. Шакуровой, Л. М. Шипициной и др.
Научная новизна исследования заключается в теоретической разработке и апробации мероприятий профилактики злоупотребления подростками психоактивными веществами в образовательной среде.
Практическая значимость работы выражена в систематизации социально-педагогического опыта профилактики злоупотребления подростками психоактивными веществами, который может быть использован с начинающими и практическими социальными педагогами в образовательной среде подростков.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Во введении обосновывается актуальность темы, определяется объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, методы исследования, раскрывается научная новизна и практическая значимость работы.
В первой главе «Теоретические аспекты методики работы социального педагога с детьми девиантного поведения» рассматривается основные функции социального работника, наркомания как форма проявления девиантного поведения подростков, причины и ее последствия.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по выявлению эффективных методов работы социального педагога по профилактике наркомании» раскрывается организация опытно-экспериментальной работы и приводится анализ полученных результатов.
Заключение представляет собой подведение итогов исследовательской работы.
Список литературы насчитывает 29 наименований.
Приложение содержит материал формирующего эксперимента.
Положения, выносимые на защиту:
1. Понимание наркомании среди подростков как биопсихосоциального явления диктует выбор определенных стратегий и предпочтительных подходов в поисках путей решения проблемы с использованием потенциала заинтересованных государственных институтов и общественности.
2. Первичная социально-педагогическая профилактика зависимости от психоактивных веществ включает в себя изменение ценностного отношения детей и молодежи к наркотикам; сдерживание вовлечения детей и молодежи в прием наркотических средств за счет пропаганды здорового образа жизни, формирование антинаркотических установок и профилактической работы, осуществляемой сотрудниками образовательных учреждений.