Социально-педагогические проблемы беспризорности в детской среде
Если Вам нужна эта дипломная работа (ВКР, дипломный проект), но с новыми данными, либо по вашему предприятию, либо по вашим требованиям, либо с изменённым планом, либо с высоким % антиплагиата, то жмите "заказать эту работу". Мы с Вами свяж
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I Теоретические аспекты проблем беспризорности в детской среде ….7
1.1 Понятие детской беспризорности и ее причины возникновения …..7
1.2 Изучение проблем детской беспризорности в отечественной науке ………………………………………………….…………………..9
1.3 Причины детской беспризорности в современной России и меры по ее ликвидации……………………………………………………………………20
1.4 Анализ проблем беспризорности в г. Москве ……………………...28
Глава II Опытно-экспериментальная работа с беспризорниками …………...34
2.1 Основы опытно-экспериментальной работы ……………………….34
2.2 Работа с беспризорниками в процессе практической деятельности…………………………………………………………….. .34
2.3 Анализ результатов исследования и рекомендации по работе с беспризорниками в соответствии с их особенностями………………………..46
Заключение ………………………………………………………………………53
Список использованной литературы …………………………………………..56
Приложения ……………………………………………………………………..59
Введение
Сегодня в Российской Федерации ни одно ведомство не имеет точных данных о количестве беспризорных мальчишек и девчонок. Даже государственной статистики о количестве беспризорных детей на сегодняшний день не имеется. По разным подсчетам, в нашей стране количество беспризорников составляет от 2 до 5 млн. человек. По данным Генеральной прокуратуры РФ сейчас в России насчитывается два миллиона беспризорников.
Государство обязано обеспечить всех детей конституционными правами на жизнь, охрану здоровья, образование, вырастить их полноценными и полноправными гражданами общества.
Распространение беспризорности содержит в себе очевидную угрозу нормальному развитию государства, поскольку способствует росту преступности, наркомании, увеличению количества заболеваний, снижает производительность труда, подрывает нравственные устои общества. Беспризорность и безнадзорность детей является угрозой будущему России, так как перспективы развития государства непосредственно зависят от физического здоровья, нравственного воспитания и образования подрастающего поколения.
Одной из основных причин беспризорности и безнадзорности является кризис семей: рост бедности, ухудшение условий жизнедеятельности и разрушение нравственных ценностей и воспитательного потенциала семей.
В связи с вышесказанным, проблема причин возникновения беспризорности актуальна в настоящее время.
В связи с актуальностью проблемы исследования, нами была выбрана тема выпускной квалификационной работы: «Социально-педагогические проблемы беспризорности в детской среде».
Проблемой детской беспризорностью занимались множество исследователей. Во время существования СССР проблема детской беспризорности не стояла остро: например, с первых же дней после победы Великой Октябрьской социалистической революции принимались серьёзные государственные меры по преодолению детской беспризорности и порождённых ею тяжёлых социальных последствий: была создана государственная система социально-правовой защиты несовершеннолетних и помощи им, образованы специализированные органы и учреждения по борьбе с беспризорностью и её предупреждению, комиссии по делам несовершеннолетних, детская социальная инспекция, приёмники-распределители, детские дома и коммуны и др. Однако распад СССР породил проблему беспризорности: деструктивные процессы в российской экономике, социальные потрясения 90-х годов XX века сделали проблему беспризорности одной из приоритетных в современной России. Неподдельный интерес к беспризорникам проявляют криминальные структуры. Такой ребенок легко находит себе "приют" в различного рода группах сверстников асоциальной направленности. В связи с детской беспризорностью растет число преступлений, совершенных детьми.
В Оренбургской области для оказания срочной социальной помощи и организации временного проживания на полном государственном обеспечении таких детей создано 24 учреждения: 19 социальных приютов и 5 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних.
С 1994 года на территории Оренбуржья проводится реализация президентской программы "Дети России".
В 2001 году на приобретение автотранспорта, игрового и оздоровительного оборудования для приютов было затрачено 1,6 миллиона рублей из федерального бюджета и 2,1 миллиона рублей из областного и местных бюджетов.
Каждый месяц в приюты поступают 130-160 детей, оставшихся без попечения родителей или проживающих в семьях, оказавшихся в социально-опасном положении. Поддержать семью, когда она находится в трудной жизненной ситуации, призваны 4 центра социальной помощи семье и детям (Оренбург, Орск, Бузулук и Новотроицк), Центр психолого-педагогической помощи населению (Орск), 2 службы "Телефон доверия" (Оренбург и Орск), а также центр социального обслуживания, действующий в каждой территории области.
В связи с тем, что неблагополучных семей становится все больше, Правительством РФ и Министерством труда РФ начата реализация экстренных мер. В Оренбургской области принято распоряжение главы администрации области "О дополнительных мерах по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних". Для его выполнения созданы областной и территориальный штабы. Как отмечает пресс-служба областной администрации, сложность работы по преодолению беспризорности и безнадзорности диктует необходимость объединения усилий не только всех заинтересованных ведомств и служб, но и населения, общественных объединений и организаций
Таким образом, объект исследовательской работы – детская беспризорность в России.
Предмет исследования –анализ некоторых проблем беспризорности в детской среде.
Гипотеза выпускной квалификационной работы –выяснение причин беспризорности помогает оптимизации работы с беспризорными детьми.
Цель выпускной квалификационной работы – на основе анализа литературы по проблеме детской беспризорности, выяснить некоторые проблемы, которые направлены на улучшение воспитательной работы с беспризорными детьми.
В связи с актуальностью проблемы, темой ВКР, предметом, объектом, гипотезой и целью исследования, нами были сформулированы задачи ВКР:
- на основе Психолого-педагогической литературы рассмотреть историю борьбы с беспризорностью в России;
- рассмотреть причины детской беспризорности и провести их классификацию;
- в процессе практической деятельности провести выяснение причин беспризорности в Оренбургской области;
-выяснить самооценку личности беспризорного ребенка и разработать рекомендации по работе с детьми в соответствии с их особенностями.
В данной работе были использованы следующие методы исследования: метод анализа психолого-педагогической литературы по проблеме детской беспризорности, метод анализа, синтеза результатов исследования, метод анкетирования, и беседы.
Положения, выносимые на защиту ВКР:
1. Причины детской беспризорности в современной России;
2. Выяснение причин детской беспризорности в практической работе по ее искоренению.