Аудирование как средство формирования коммуникативной компетенции младших школьников
Если Вам нужна эта дипломная работа (ВКР, дипломный проект), но с новыми данными, либо по вашему предприятию, либо по вашим требованиям, либо с изменённым планом, либо с высоким % антиплагиата, то жмите "заказать эту работу". Мы с Вами свяж
Содержание
Введение………………………………………………………………………… |
3 |
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы обучения аудированию учащихся начальных классов……………………………………………… |
6 |
1.1. Психологические особенности аудирования как вида речевой деятельности…………………………………………………………………….. |
6 |
1.2. Сущностная характеристика понятия иноязычная коммуникативная компетенция……………………………………………………………………… |
12 |
1.3. Психологическая характеристика учащихся начальных классов……………………………………………………………………………. |
17 |
Выводы…………………………………………………………………………... |
22 |
Глава 2. Методика и проведение опытного исследования по использованию аудирования для формирования коммуникативной компетенции младших школьников………………………………………… |
24 |
2.1. Система упражнений для обучения аудированию………………………... |
24 |
2.2. Организация опытной работы по использованию аудиотекстов для формирования коммуникативной компетенции младших школьников и анализ опытной работы…………………………………………………………. |
30 |
Выводы…………………………………………………………………………... |
39 |
Заключение……………………………………………………………………… |
40 |
Список использованной литературы………………………………………... |
42 |
Приложение…………………………………………………………………… |
45 |
Введение
Тема данного исследования, аудирование на начальном этапе обучения, является одной из самых актуальных тем в современной методике обучения английскому языку, так как без аудирования невозможно речевое общение.
Данный этап обучения выбран не случайно, по нашему мнению именно на начальном этапе складываются основы речевых навыков и умений, что позволяет сделать использование аудирования наиболее эффективным и как цель, и как средство в обучении иноязычной коммуникации. Недооценка аудирования может крайне отрицательно сказаться на языковой подготовке школьников. Изучение данного вида речевой деятельности в методике недостаточно глубокое, да и термин «аудирование» используется в методической литературе сравнительно недавно. Понятие аудирования включает процесс восприятия и понимания звучащей речи. Также известно, что аудирование – очень трудный вид речевой деятельности. А то, что современные выпускники школ практически не владеют данным умением совсем ни секрет. Вообще, аудирование как действие, входящее в состав устной коммуникативной деятельности, используется в любом устном общении, подчиненном производственным, общественным или личным потребностям. Без овладения этим видом деятельности невозможно выучить язык и пользоваться иноязычной речью на том уровне, который необходим на современном этапе развития общества. Аудирование может представлять собой отдельный вид коммуникативной деятельности со своим мотивом, отражающим потребности человека или характер его деятельности. Например, при просмотре фильма, телепередачи, пользовании компьютером, т.п. Достаточное овладение аудированием как видом речевой деятельности не только позволяет, но и стимулирует самостоятельный просмотр фильмов и телепередач на иностранном языке.
В ходе данного исследования мы ставили цель доказать, что аудирование является не только одним из основных средств овладения языком, но и средством, способствующим развитию коммуникативной компетенции младших школьников.
В практике преподавания методика обучения аудированию наименее разработана. Долгое время - аудирование не воспринималось методистами как специфический вид речевой деятельности и как особая цель обучения, оставалось на периферии методического сознания. И.И. Халеева считает, что «в настоящее время не находит воплощения в содержании обучения языку специальное обучение аудированию. Аудирование «размывается» по многим аспектам; не имеющие учебной стратегии задачи не достигают общей декларируемой Программой и квалификационными характеристиками цели...»[42, 15c.]
В последние годы проблема аудирования все больше привлекает внимание психологов, психолингвистов и методистов. Ведется серьезный теоретический поиск в изучении и совершенствовании этого процесса. Однако до настоящего времени выход в практику преподавания невелик. В современной методике обучения иностранным языками в нашей стране, и в других странах подчеркивается необходимость формирования аудирования как очень важного умения без овладения которым немыслимо общение на языке. Именно слуховое восприятие приятие доминирует в познании мира и практической жизни человека. Установлено, что в «современном обществе люди слушают 45% времени, говорят - 30%, читают - 16%, пишут - 9%. В любом случае аудирование остается безусловным «лидером» среди других видов речевой деятельности.[24,48c.]
Таким образом, сегодня можно с уверенностью констатировать наличие острого противоречия, требующего скорейшего разрешения: с одной стороны аудирование составляет основу общения и формирует иноязычную коммуникативную компетенцию, с другой - в процессе обучения иностранным языкам аудированию не уделяется должного внимания как специфическому виду речевой деятельности, что и обусловливает исследования данной проблемы.
В ходе нашего исследования мы ставили цель – подобрать и апробировать аудиотексты и упражнения к ним, для формирования коммуникативной компетенции учащихся начальных классов.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
- изучить и проанализировать теоретическую литературу по теме;
- изучить психофизиологические особенности аудирования как вида речевой деятельности;
- изучить сущностную характеристику коммуникативной компетенции;
- изучить систему упражнений для аудирования и апробировать эти упражнения на практике с целью выявления влияния аудирования на формирование коммуникативной компетенции младших школьников.
Объект исследования - иноязычная коммуникативная компетенция младших школьников.
Предмет исследования данной выпускной квалификационной работы – аудирование как средство формирования коммуникативной компетенции младших школьников.
Гипотеза нашей работы заключается в том, что мы предполагаем, что регулярное и планомерное использование аудирования на уроках английского языка в начальных классах ведет к успешному формированию иноязычной коммуникативной компетенции.
Актуальность выпускной квалификационной работы состоит в ее практической направленности – аудиотексты и задания к ним будут в дальнейшем использоваться на уроках английского языка.
Выпускная квалификационная работа имеет следующую структуру: введение, 2 главы, выводы по главам, заключение, список использованной литературы, приложение. В приложение включены аудиотексты и задания к ним, которые использовались на уроках английского языка.