pomogutebe.ru pomogutebe.ru

Время работы: с 8:00 на 20:00 мск

8 (961) 939-09-05

Заказать обратный звонок

Влияние интеллектуальной рефлексии на становление мотивации успеха младших школьников


Если Вам нужна эта дипломная работа (ВКР, дипломный проект), но с новыми данными, либо по вашему предприятию, либо по вашим требованиям, либо с изменённым планом, либо с высоким % антиплагиата, то  жмите "заказать  эту работу". Мы с Вами свяж


Содержание

 

Введение.................................................................................................... 3

Глава I. Психолого-педагогические аспекты возможностей

интеллектуальной рефлексии для формирования мотивации достижения

успеха в младшем школьном возрасте................................................. 6

1.1.   Теоретическое обоснование проблемы мотивации............................ 6

1.2.   Психология рефлексии........................................................................ 13

1.3.   Теоретические аспекты влияния интеллектуальной рефлексии

на формирование мотивации достижения успеха..................................... 21

 

Глава II. Исследование взаимовлияния интеллектуальной рефлексии

и мотивации достижения успеха в младшем школьном возрасте.... 27

2.1. Программа исследования.................................................................... 27

2.2. Результаты исследования.................................................................... 36

 

Заключение............................................................................................... 46

Литература................................................................................................ 48

Приложение.............................................................................................. 51

 

 

Введение

 

         Проектируя образования, т.е. предопределяя, выбирая одно из возможных направлений психического развития детей, мы стремимся  сознательно ориентироваться на культивирование фундаментальной человеческой способности – самостоятельно строить и преобразовывать собственную жизнедеятельность, быть ее подлинным субъектом. Именно эта способность позволяет человеку самоопределяться в жизненном мире, включаться в существующее, творить новые виды деятельности и новые формы общения с другим людьми. Рефлексия является важной составляющей умения учить себя. В периодизации детства, общую схему которой сформулировали Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, говорится, что в учебной деятельности, характерной для детей от 6 до 10 лет, у младших школьников возникает теоретическое мышление и сознание, развиваются соответствующие им способности – рефлексия, анализ.

Кроме того младший школьный возраст – это возраст закрепления мотива достижения успеха в качестве устойчивого личностного свойства человека. В этот период соответствующий мотив закрепляется, становится устойчивой личностной чертой. На основании вышесказанного можно сделать вывод о том, что младший школьный возраст является сензитивным для развития интеллектуальной рефлексии и формирования мотивации достижения успеха. Но в то же время важно отметить, что это происходит к концу младшего школьного возраста, примерно к III-IV классам у ребенка возникает представление о том, что недостаток его способностей можно скомпенсировать за счет увеличения прилагаемых усилий и наоборот. Данное представление формируется у учащихся в процессе осознания ими причин своих успехов и неудач. Однако, многие учителя, в силу своей занятости и ограниченного времени, не объясняют, почему они ставят учащимся ту или иную оценку, не побуждают их к осознанию своих действий. Требуя от учащихся выполнения интеллектуальной рефлексии, они не развивают ее и, следовательно, не способствуют формированию мотивации достижения успеха.

Исходя их сформулированного противоречия, объектом нашего исследования выступает мотивация достижения успеха в младшем школьном возрасте.

Предметом является интеллектуальная рефлексия младшего школьника.

Цель исследования сформулирована таким образом: установить взаимосвязь между развитием интеллектуальной рефлексии и формированием мотивации достижения успеха у детей младшего школьного возраста.

В соответствии с целью исследования в работе решались следующие задачи:

  1. На основе анализа научной литературы дать обоснование сущности рефлексии, видов рефлексии, проявлению интеллектуальной рефлексии в младшем школьном возрасте.
  2. Рассмотреть понятия мотивации и мотивации достижения успеха.
  3. Подобрать диагностические методики, направленные на выявление способности к интеллектуальной рефлексии и сформированности мотивации достижения успеха младшего школьника.
  4. Определить уровень развития способностей к интеллектуальной рефлексии и уровень сформированности мотивации достижения успеха у учащихся младшего школьного возраста. Провести сравнительно-сопоставительный анализ.

         Гипотеза работы нами сформулирована следующим образом: чем выше уровень развития интеллектуальной рефлексии, тем выше уровень сформированности мотивации достижения успеха.

         В работе использовались следующие методы:

-       теоретические – анализ методической, психологической литературы и результатов исследований;

-       эмпирические – анализ продуктов деятельности, тесты, сравнительно-сопоставительный анализ результатов исследования.

Методологической основой исследования являлись теоретические и методологические положения, сформулированные в трудах современных психологов: Д.В. Эльконина, В.В. Давыдова, В.И. Слободчикова, Н.Ю. Скороходова, Р.С. Немова и др.

         Базой исследования явился 4 «б» класс базовой школы ИГПК № 1; 4 «б» класс средней школы № 71 г. Иркутска, традиционной системы обучения.

         Научная новизна работы состоит в том, что нами была теоретически установлена и практически подтверждена взаимосвязь мотивации достижения успеха и интеллектуальной рефлексии в младшем школьном возрасте.


Возврат в Дипломные работы  Заказать эту работу