Влияние личностной рефлексии на формирование эмпатии у студентов специальности "Педагог-психолог"
Если Вам нужна эта дипломная работа (ВКР, дипломный проект), но с новыми данными, либо по вашему предприятию, либо по вашим требованиям, либо с изменённым планом, либо с высоким % антиплагиата, то жмите "заказать эту работу". Мы с Вами свяж
Содержание
Введение. 3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы личностной рефлексии и эмпатии 6
1.1 Сущность понятия эмпатии. 6
1.2. Сущность личностной рефлексии. 13
1.3.Личностная рефлексия и эмпатия как важные профессиональные качества в работе педагога- психолога. 18
Выводы по 1 главе ……………………………………………………………………………25
Глава 2. Описание исследовательской работы.. 26
2.1. Констатирующий этап исследования. 26
2.2. Формирующий этап исследования. 35
2.3 Контрольный этап исследования. 42
Выводы по 2 главе……………………………………………………………………………49
Заключение ……………………………………………………………………..50
Литература……………………………………………………………………….52
Введение
Современное общество нуждается в услугах практической психологии. Однако, обращаясь за психологической помощью, мы не всегда получаем квалифицированные услуги и в большинстве своем остаемся неудовлетворенны.
Одной из причин такого положения дел, и это отмечают сами психологи (уже работающие или только начавшие практику студенты четвертого - пятого курсов), является неуверенность в собственных действиях. Следствием подобной неуверенности является растерянность, чувство усталости и непонятных усилий, неудовлетворенность результатами своего труда.
За этими состояниями, как нам кажется, стоит явление низкой психологической готовности к профессиональной деятельности. Как правило, низкая готовность не есть следствие плохой теоретической подготовки, которая обычно находится на высоком уровне, скорее, это - неумение применить полученные знания, отсутствие навыка построения собственных программ помощи с учетом индивидуальной ситуации клиента. Многие специалисты отмечают, что являются заложниками психодиагностических и коррекционных алгоритмов, которые им давали еще в колледже.
Проблему низкой психологической готовности необходимо решать на этапе обучения студентов-психологов в колледже. Сами студенты отмечают, что в процессе образования не хватает практики и активных форм обучения. Выход из сложившейся ситуации, как нам представляется, лежит в повышении уровня профессионального самосознания студента-психолога. Повышение уровня профессионального самосознания возможно при наличии условий для самопознания себя как субъекта образовательной и профессиональной деятельности. Отметим, что по своей природе самопознание является рефлексивным процессом. Именно познание себя, своей личности, своих профессионально значимых способностей и качеств может подвести специалиста к эффективному выполнению профессиональной деятельности.
Незнание себя, своих сильных и слабых сторон, отсутствие тонкой дифференциации собственных эмоциональных состояний - все это затрудняет профессиональный и личностный рост студентов.
В качестве возможного инструмента выхода из сложившейся ситуации мы видим необходимость использования в учебном процессе «Рефлексивного практикума».
Итогом такой рефлексивной деятельности являются качественно новый уровень понимания себя и другого человека, новый уровень самоотношения, активно-действенное, эмоциональное состояние и хорошее самочувствие студента-психолога. Эти факторы сами по себе повышают психологическую готовность и желание заниматься самообразованием.
Психологическая готовность к профессиональной деятельности является системным образованием, которое формируется под влиянием множества факторов и может рассматриваться, по крайней мере, на трех уровнях: как процесс, как состояние и как результат. В качестве основного фактора формирования психологической готовности мы предлагаем взять рефлексию как комплексное образование, проявляющее себя на всех уровнях сознания.
Цель: определить влияние личностной рефлексии на формирование эмпатии у студентов-психологов.
Задачи:
1).На основе теоретического анализа, психологической литературы выявить сущность понятий личностная рефлексия и эмпатия.
2).Определить содержание понятий личностная рефлексия и эмпатия, как важных профессиональных качеств педагога-психолога.
3).Подобрать и апробировать диагностический блок по изучению личностной рефлексии и эмпатии.
4).Составить серию занятий способствующих развитию личностной рефлексии.
5).Определить взаимосвязь личностной рефлексии и эмпатии.
Объектом исследования является, эмпатия студентов-психологов. Предметом исследования. развитие личностной рефлексии, её влияние на эмпатию у студентов- психологов.
Гипотеза: развитие личностной рефлексии будет способствовать формированию эмпатии у студентов-психологов..
В соответствии с поставленными задачами в исследовании использовались следующие методы:
Теоретические – анализ психологической, методической литературы.
Эмпирические:
- Наблюдение,
- методика «Способность педагога к эмпатии» (по И.М.Юсупову),
- Методика на определение уровня развития рефлексивности (по А.В.Карпову),
- качественный и количественный анализ результатов полученных в ходе исследования.
Методологическая основа: при рассмотрении выдвинутой проблемы мы опирались на научные положения, рассмотренные и обоснованные психологами, педагогами, отраженные в трудах: А.Марка, А.Будемена, К.Роджерса, Т.Кифа, Дж.Мида, С.Труакса, С.Б. Борисенко, В.Н. Мясищева, Я.А. Понамарёва, Л.С. Выгодского, С.Л. Рубинштейна, Н. Когана, Э. Титченера.
Практическая значимость нашей работы заключается в том, что были составлены занятия, направленные на развитие личностной рефлексии студентов-психологов.