Влияние общения родителей с детьми на систему ценностных ориентаций родителей детей младшего школьного возраста
Если Вам нужна эта дипломная работа (ВКР, дипломный проект), но с новыми данными, либо по вашему предприятию, либо по вашим требованиям, либо с изменённым планом, либо с высоким % антиплагиата, то жмите "заказать эту работу". Мы с Вами свяж
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I Общение в системе ценностных ориентаций ……………………..6
1.1 Теоретический анализ подходов к исследованию проблемы ценностных ориентаций…………………………………………………………………...6
1.2 Зависимость ценностных ориентаций от характера детско-родительских отношений……………………………………………………………………….13
1.3 Общение как ценность……………………………………………………..16
1.4 Роль общения в психическом развитии ребёнка…………………………22
Выводы…………………………………………………………………………..25
Глава II Содержание и организация работы по формированию ценности общения в системе ценностных ориентаций родителей и детей младшего школьного возраста……………………………………………………………26
2.1 Программа исследования…………………………………………………...26
2.2 Анализ результатов исследования………………………………………….34
Выводы…………………………………………………………………………...48
Заключение………………………………………………………………………49
Литература……………………………………………………………………….51
Приложение……………………………………………………………………...53
Введение
В условиях реформирования современного российского общества актуализируются понятия: «ценности», «ценностные отношения», «ценностные ориентации», отражая внимание к человеку и его роли в обществе.
Теоретико-методологические подходы к исследованию данных категорий сформулированы в работах Е. В. Бондаревской, Н. Е.Щурковой, В. П. Зинченко, Е. И. Казаковой.
В контексте указанных исследований ценность рассматривается как многоаспектное явление, определяемое социальными обстоятельствами, которые имеют четко заданный культурный смысл, заключающий позитивную или негативную оценку мира в широком значении.
В нашем исследовании мы обращаемся к проблемам общения и, вслед за авторами М. С. Каганом и А. М. Эткиндом, рассматриваем общение как ценность, в которой духовное раскрытие себя другому, усвоение его ценностей, приобщение его к внутреннему миру сопрягается с осознанием своей уникальности, своего отличия от другого, с обретением внутренней ценности и независимости, переживанием своей ценности.[3]
На наш взгляд, пути достижения таких важных социальных ценностей как установление деловых взаимоотношений людей в условиях производства, в системе управления, в сфере обслуживания, оздоровление образа жизни, борьба с разнообразными формами духовной деградации, лежат через развитие культуры человеческого общения.
Вместе с тем, как показывают исследования (Е. О. Смирнова, М. В. Быкова), у родителей существует определенная система ценностей, установок и ориентиров, представлений о том, каким должен быть их ребенок, какими навыками и способностями он должен овладеть к определенному возрасту. Согласно теоретическим и практическим исследованиям, ценность общения во всех возрастах не является выраженной.
Таким образом, социальная важность и актуальность проблемы ценности общения как фактора развития личности и общества, послужили основанием выбора темы нашего исследования: «Влияние общения родителей с детьми на систему ценностных ориентаций родителей детей младшего школьного возраста».
Объектом исследования являются ценностные ориентации.
Предмет исследования: влияние общения родителей с детьми младшего школьного возраста на систему ценностных ориентаций родителей.
Цель исследования заключается в разработке, обосновании и апробации приемов работы с родителями и детьми младшего школьного возраста, направленных на формирование ценности общения.
Гипотеза исследования. Повышение приоритета ценности общения в системе ценностных ориентаций родителей и детей возможно при следующих условиях:
- проведении планомерной диагностической работы в направлении указанной проблемы;
- организации просветительской работы с родителями;
- внедрении активных форм работы с родителями по программе общения;
- специально организованной системы развивающих занятий с детьми.
Проблема, цель, предмет, гипотеза исследования определили его задачи:
- Проанализировать научные подходы к определению категорий и понятий «ценности», «ценностные отношения», «ценностные ориентации», «общение»;
- Провести исследование ценностных ориентаций родителей и детей и определить в них статус ценности общения;
- Подобрать, апробировать и обосновать приемы работы с родителями и детьми, направленные на формирование общения как ценности;
- Разработать рекомендации по успешному взаимодействию родителей и детей.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
- современные исследования в области ценностных ориентаций (Н. А. Асташова, Н. Е. Щуркова, Н. С. Каган, С. Ф. Анисимов и другие);
- теории, раскрывающие сущностные характеристики общения (М. И. Лисина, А. М. Эткинд, М. С. Каган, Р. С. Немов, Е. И. Рогов и другие).
Базой исследования является школа № 24 города Иркутска, учащиеся 4 «б» класса.
Методы исследования:
- теоретические (анализ философской, психолого-педагогической, социально-психологической литературы по проблеме исследования);
- эмпирические (анкетный опрос, проективная методика).
Практическая значимость исследования состоит в том, что:
- определены и апробированы основные формы повышения компетентности родителей при взаимодействии с детьми младшего школьного возраста;
- апробированы приемы работы с детьми, направленные на формирование общения;
- разработана система рекомендаций родителям, направленных на улучшение взаимодействия с детьми.
Выпускная квалификационная работа состоит из двух глав.
В первой главе «Общение в системе ценностных ориентаций» представлен аналитический обзор научных подходов к определению категорий и понятий, составляющих теоретическую основу исследования: «ценности», «ценностные отношения», «ценностные ориентации», «общение», «общение как ценность».
Во второй главе «Содержание и организация работы по формированию ценности общения в системе ценностных ориентаций родителей и детей младшего школьного возраста» мы определяем степень влияния общения родителей с детьми младшего школьного возраста на систему ценностных ориентаций родителей, апробируем приемы работы педагога-психолога с родителями, направленные на формирование ценности общения.