Внеклассное музыкально-эстетическое занятие как средство нравственного воспитания младших школьников
Если Вам нужна эта дипломная работа (ВКР, дипломный проект), но с новыми данными, либо по вашему предприятию, либо по вашим требованиям, либо с изменённым планом, либо с высоким % антиплагиата, то жмите "заказать эту работу". Мы с Вами свяж
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.................................................................................................... 3
I. Пояснительная записка ...................................................................... 5
1.1. Сущность понятия «нравственное воспитание».............................. 5
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего
школьного возраста........................................................................ 8
II. Практическая часть ........................................................................... 15
2.1.Подготовительный этап. Внеклассное музыкально-эстетическое
занятие как средство нравственного воспитания младших
школьников......................................................................................... 15
2.2. Анализ особенностей класса.............................................................. 21
2.3. Тематическое планирование................................................................ 23
2.4. Серия внеклассных музыкально-эстетических занятий...................... 32
«Лучше мамы не найти».......................................................... 33
«Когда мои друзья со мной».................................................. 38
«Природа в музыке»................................................................ 43
«Вечный свет в музыке»......................................................... 49
2.5. Апробирование на практике и результаты.......................................... 53
Заключение............................................................................................... 57
Список используемой литературы........................................................ 58
ВВЕДЕНИЕ
Распад крупнейшей державы – Советского Союза, привел страну к многочисленным проблемам – нестабильность экономической и социальной системы в условиях переходной эпохи, идеологический вакуум, отсутствие четких ориентиров и неверие в будущее, - все это могло отразиться на подрастающем поколении.
Противоречия современной жизни заставляют педагогов глубже задумываться над проблемой нравственности молодежи. Все реже и реже дети задают вопросы: «что такое хорошо?» и «что такое плохо?», ориентируясь больше на «авторитет» отрицательных киногероев и других людей «тусовки». Сложность и неоднозначность данной ситуации размывает морально-ценностные границы, обесценивая такие общечеловеческие ценности, как добро, справедливость, уважение. К сожалению, жизнь представляет немного примеров решения вопросов в пользу нравственности. Именно поэтому многие педагоги обратились к искусству как ценностному социальному феномену, способствующему становлению гуманистических, в том числе и нравственных ценностей.
Во время переходной эпохи произошло преувеличение образовательной функции; задачи умственного воспитания не избавили общество от проблем. Многознайство не помогло преодолеть ни один из внутренних духовных кризисов. Современная педагогика все чаще обращается к концепции «Человека культуры», основы которой разрабатывали многие ведущие специалисты прошлого и настоящего (Вернадский, Сухомлинский, Амонашвили). В рамках этой концепции, именно искусству отводят воспитательную роль, так как оно является образным отражением жизни. А музыка, наряду в литературой, живописью, способна направить и развить в человеке лучшие качества его ума и сердца [43, 16]. Музыка сопровождает человека на протяжении всей жизни, становясь тем эмоциональным фоном, который отражает все внутренние и внешние коллизии происходящего.
Музыка – это не только звуки, но человеческие судьбы, чувства, мысли, заставляющие понять главное и отказаться от второстепенного. Именно поэтому в настоящее время так велика потребность в эстетических центрах, кружках. Занятиях с эстетической направленностью. Отсюда, мы говорим о том, что данные занятия способствуют развитию творческого и нравственного потенциала ребенка.
Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности [20, 171].
Музыка – могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребенка [20, 172].
Поэтому, мы говорим, что внеклассные музыкально-эстетические занятия могут служить хорошим дополнением к обычным образовательным урокам, выполняя в большей степени воспитательную функцию.
Все это и обусловило актуальность данной работы. Цель нашей работы мы видим в том, чтобы разработать серию внеклассных музыкально-эстетических занятий и обосновать эффективность проведения внеклассных музыкально-эстетических занятий, направленных на воспитание нравственных чувств, убеждений и поступков младших школьников.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
- Раскрыть сущность понятия «нравственное воспитание».
- Охарактеризовать психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста.
- Рассмотреть внеклассное музыкально-эстетическое занятие, как средство нравственного воспитания младших школьников.
- Разработать серию внеклассных музыкально-эстетических занятий, направленных на формирование нравственных качеств учащихся начальной школы.
Объект исследования: нравственное воспитание.
Предмет исследования: внеклассное музыкально-эстетическое занятие как средство нравственного воспитания младших школьников.