Внитрипредметная интеграция уроков естествознания
Если Вам нужна эта дипломная работа (ВКР, дипломный проект), но с новыми данными, либо по вашему предприятию, либо по вашим требованиям, либо с изменённым планом, либо с высоким % антиплагиата, то жмите "заказать эту работу". Мы с Вами свяж
Оглавление
стр.
Введение ______________________________________________________
Глава I Экологическое образование в начальной школе _______________
1. 1. Возрастные особенности младших школьников ___________________
1. 2. Сущность понятия экологическое образование
1. 3. Содержание экологического образования
1. 4. Модели экологического образования
1. 5. Начальная школа в системе непрерывного экологического образования
Выводы по главе I
Глава II Внутрипредметная интеграция уроков естествознания
2. 1. Понятие «интеграция» в начальной школе
2. 2. Внутрипредметная интеграция содержания
2. 3. Анализ программы «Окружающий мир» О.Т. Поглазовой
2. 4. Организация проведения уроков естествознания
Выводы по главе II
Глава III Диагностика и анализ результатов опытной работы
3. 1. Цели и задачи опытной работы. Описание результатов входной диагностики
3. 2. Практическая работа
3. 3. Описание результатов итоговой диагностики
Выводы по главе III
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
В двадцать первом веке образование как часть человеческой деятельности стоит перед проблемой коронного совершенствования, обусловленной ускоряющимися темпами научно-технической и информационной революции, активизацией и новизной происходящих в мире социальных процессов, актуализацией проблемы выживания человечества на планете.
Поэтому, последние годы характеризуются интенсивной работой по перестройки образования, как в начальном, так и в среднем звене. Одной из руководящих идей при этом выступает идея экологизации образования. Ученые думают чему учить детей, чтобы сформировать у них на доступном уровне современную научную картину мира, представление о месте человека в этом мире, об особенностях взаимоотношений в этом мире?
Не вызывает сомнения, что основной ориентир в решении этой проблемы – это цель экологического образования. Интегративная сущность таких понятий, как экологическая ответственность, ответственное отношение к природе, экологическая культура, говорит о том, что экологическое образование по своей сути имеет сложный, комплексный характер, а его содержание поаспектно раскрывается системой учебных предметов начальной школы.
При всеобщем понимании и поддержке идеи обязательного экологического образования, несмотря на серьезные сдвиги и решение этой проблемы, эффективности этой области деятельности не удовлетворительны.
Отсюда следует, что необходимо разрабатывать новые методы, приемы и формы изучения окружающего мира. Поэтому, интеграция предметов в современной школе один из активных поисков новых педагогических решений, способствующих улучшению дел в них, развитию творческого потенциала в них.
Интеграция должна способствовать воссоединению целостности мировосприятия – единства мира и человека, живущего в нём и его познающего единства земли и космоса, единства Вселенной. Основой для процесса интеграции был длительный процесс установлений межпредметных связей, давший школе новый взгляд связь предметов, единение в содержание образования.
Интеграция в современной школе идет по нескольким направлениям и на разных уровнях: внутрипредметной и межпредметной. В целом это приводит к появлению:
- абсолютно новых предметов, курсов;
- новые спецкурсы;
- разовые интегрированные уроки разного уровня;
- рождение циклов, блоков.
Одним из таких новых интегрированных предметов является природоведение или естествознание. Естествознание – это интегрированный курс, в основу которого положено диалектическое единство системы «природа – человек – общество». Особенности и свойства каждого компонента этой системы рассматриваются различными науками, такими, как география, геология, биология, химия, физика, почвоведение, астрономия, экология. Интеграция элементов каждой науки создает условия для формирования у учащихся общих преставлений о природе, о взаимосвязи и взаимозависимости её компонентов.
Цель нашего исследования состояла в теоретическом обосновании, разработке и апробировании на практике внутрипредметной интеграции уроков естествознания.
Гипотеза исследования: В своих исследованиях мы предполагаем, что внутрипредметная интеграция уроков естествознания способствует формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом.
Для достижения данной цели и гипотезы были поставлены следующие задачи:
- проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме экологического образования и внутрипредметной интеграции;
- определить место интегрированных уроков в начальных классах, на основе анализа программ по естествознания;
- апробировать интегрированные уроки по естествознанию во втором классе, как средство формирования экологического образования;
Объект исследования: процесс организации экологического образования младших школьников.
Предмет исследования: реализация внутрипредметной интеграции по естествознанию.
Методы исследования:
- анализ психолого-педагогической и специальной литературы по теме исследования;
- моделирование интегрированных уроков;
- диагностическая беседа с учащимися;
- тестирование.
База исследования: школа №55, класс 2Б.
Структура работы:
Введение. Во введение обоснован выбор темы, определена актуальность темы, указываются объект и предмет исследования, сформулирована цель работы с её расчленением на взаимосвязанные задачи, даются методы исследования, указана база исследования, прописана структура работы.
1 глава. В первой главе рассмотрены теоретические основы формирования экологического образования, проанализировав психолого-педагогическую литературу были рассмотрены возрастные особенности младшего школьника, на основе которых были рассмотрены такие понятия как: понятие экологического образования, содержание экологического образования, модели экологического образования, а также особенности программ по естествознанию, по которым работают в начальной школе.
2 глава. Во второй главе рассмотрены теоретические основы таких понятий, как: интеграция, интегрированный урок, требования к интегрированным урокам, формы интегрированных уроков, данные понятия носят практическую направленность и являются основой практической части.
3 глава. В третьей главе рассматривается практическое апробирование интегрированных уроков, которые были рассмотрены в первой и второй главе. В этой главе проводится анализ проводимой диагностики, а также проводится анализ проведенных интегрированных уроков за период практики.
Заключение. В заключении были подведены выводы по содержанию практической и теоретической части.
Список литературы. В этой части исследовательской работы, мы говорим об авторах, которые занимались и занимаются проблемой экологического образования и интеграции.
В приложение мы предлагаем разработки планов-конспектов, которые были проведены на государственной практике.
Одним из первых этой проблемой экологического образования начал занимать К.Д. Ушинский, также этой проблемой занимались такие ученые: В.Ф. Зуев, А.Я. Герд, В.А. Сухомлинский. В современное время этой проблемой занимаются ученые всего мира из них Е.С. Павленко, С. Н. Николаева, И.Д. Зверев, А.Н. Захлебный, И.Т. Суравегина, Л.П. Симонов.
Проблемой интеграции занимаются ученые: Ю.А.Самарин, Е.Ю. Сухаревская, О.Г. Гилязова, И.П. Яковлев, В.К.Сидоренко, В.С.Безруков.