Дидактическая игра и игровой прием на уроках математики как средство формирования познавательной активности
Если Вам нужна эта дипломная работа (ВКР, дипломный проект), но с новыми данными, либо по вашему предприятию, либо по вашим требованиям, либо с изменённым планом, либо с высоким % антиплагиата, то жмите "заказать эту работу". Мы с Вами свяж
Содержание.
страницы
Введение…………………………………………………………………………..4
Глава I Формирование познавательной активности младших школьников как
педагогическая проблема…………………………………………………….......7
1. 1. Сущность, структура, особенности познавательной активности младших
школьников………………………………………………………….................... 7
1. 2. Уровни, критерии и условия стимулирования познавательной активно-
сти………………………………………………………………………...............16
Выводы по I главе…………………………………………………………….....19
Глава II Теоретические основы использования дидактической игры и игрово- го приема на уроках математики как средства формирования познавательной активности учащихся первых классов………….................................................21
2. 1. Психолого - педагогическая характеристика игры, дидактической игры: роль, сущность, структура и условия проведения…………………………….21
2. 2. Виды и руководство дидактическими играми на уроках математики в первом классе………………………………………………………………….....26
2. 3. Роль и виды игровых приемов в учебной деятельности младших школь- ников……………………………………………………………………………...29
2. 4. Анализ игровых приемов по учебникам математики в разных системах обучения……………………………………………………………………….....35
Выводы по II главе………………………………………………………………37
Глава III Опытно - экспериментальная работа по использованию дидакти- ских игр и игровых приемов на уроках математики как средство формирования познавательной активности учащихся первого класса…………………...39
3. 1. Цели и задачи экспериментального исследования……………………….39
3. 2. Организация констатирующего эксперимента, его результаты…….......41
3. 3. Формирующий эксперимент………………………………………………48
3. 4. Организация контрольного эксперимента, его результаты, сравнительный анализ………………………………………………………………………..50
Выводы по III главе……………………………………………………………...56
Заключение……………………………………………………………………….58
Литература……………………………………………………………………….61
Приложения……………………………………………………………………...64
Введение.
Повышение эффективности обучения, качества усвоения знаний – одна из центральных задач школы. Сложность ее решения связана с многогранностью процесса обучения, обилием факторов, определяющих успех ее организации. Одним из таких факторов является активность в учении или познавательная активность.
С учетом объективных изменений, происходящих в стране, надо признать, что повышение познавательной активности школьников как одной из форм социальной активности выдвигается на передний план.
Если подходить к познавательной активности в широком социальном плане, то надо констатировать, что она влияет не только на улучшение качества знаний, но и на творческий подход к учебной работе.
Надо отметить, что проблема формирования познавательной активности школьников – предмет глубокого педагогического исследования. Значительный вклад в ее разработку внесли: М. А. Данилов, И. Я. Лернер, М. И. Махмутов, М. Н. Скаткин, И. Ф. Харламов, Т. И. Шамова, Г. И. Щукина и др. В силу большой социальной и познавательной важности и сложности эта проблема продолжает оставаться одной из центральных в современной дидактике и практике обучения. Поиски путей оптимизации познавательного обучения ведутся с разных теоретических позиций. Несмотря на разнообразие подходов к решению этой проблемы, цель этих поисков едина. Она связана с разработкой путей активизации познавательных возможностей учащихся.
Если определить эту проблему более конкретно, то ее можно сформулировать так: должен быть путь, с помощью которого можно, добиваясь полноценного усвоения учащимися школьной программы, обеспечивать развитие их познавательных возможностей, не допуская при этом перегрузки. Именно эта задача наиболее остро стоит перед школой, т. е. школа должна найти оптимальные пути ее решения.
В решении данной проблемы в первом классе большую роль играет ис-
пользование дидактических игр и игровых приемов на уроках математики. Ее исследованию были посвящены психолого-педагогические и методические работы Ф. И. Харламова, А. Г. Марковой, Т. И. Шамовой, Г. И. Щукиной, Н. К. Карповой и др. Но поиск путей ее решения: форм, методов, приемов формирования познавательной активности не закончен, более того, он активно продолжается как в теоретических исследованиях, так и учителями практиками. Дидактическая игра и игровой прием как средство обучения математике освещены в гораздо меньшей степени.
Кроме того, существует явный недостаток в методических рекомендациях в их использовании. Это делает применение дидактических игр и игровых приемов на уроках математики затруднительным для учителей. Исходя из этого, нам представляется актуальной проблема формирования познавательной активности учащихся первого класса при использовании дидактических игр и игровых приемов на уроках математики.
Цель работы: определить и обосновать эффективность использования дидактических игр и игровых приемов как средства формирования познавательной активности учащихся первых классов.
В соответствии с целью работы намечены следующие задачи:
1. На основе анализа теоретических источников определить сущность понятия познавательная активность и пути ее формирования.
2. Рассмотреть дидактическую игру и игровой прием как один из видов формирования познавательной активности учащихся на уроках математики.
3. Обосновать условия эффективности использования дидактической игры и игрового приема, влияющих на формирование познавательной активности младших школьников через опытно – экспериментальную работу.
Объект исследования: процесс формирования познавательной активности учащихся первых классов.
Предмет исследования: дидактическая игра и игровой прием на уроках
математики как средство формирования познавательной активности учащи-
хся первых классов.
В исследовании применялись следующие методы: изучение психолого-педагогической и методической литературы по изучаемой проблеме, педагогическое наблюдение, являющееся базовым при проведении исследования, беседа, опытно – экспериментальная работа, диагностические методики исследования, разработанные на основе таких литературных источников: Бажин Е. Ф., Эткинд А. М. Цветовой тест отношений; Немов Р. С. Психология. Кн. 3. и др.
База исследования: общеобразовательная школа № 1 г. Шелехова, 1 «Б»
класс.
Методологической основой исследования являются труды Г. И. Щукиной, В. В. Давыдова, Ф. И. Харламова, А. Г. Марковой, Т. И. Шамовой и др.