pomogutebe.ru pomogutebe.ru

Время работы: с 8:00 на 20:00 мск

8 (961) 939-09-05

Заказать обратный звонок

Дидактические игры как средство экологического образования младших школьников


Если Вам нужна эта дипломная работа (ВКР, дипломный проект), но с новыми данными, либо по вашему предприятию, либо по вашим требованиям, либо с изменённым планом, либо с высоким % антиплагиата, то  жмите "заказать  эту работу". Мы с Вами свяж


Содержание

 

                                                                                                                                   Введение ……………………………………………………………….3

 

Глава 1.   Современные подходы к экологическому образованию……...6    

1.1.   Из истории российского экологического образования…………………..6

1.2. Сущность и цели экологического образования…………………...............8

1.3. Содержание экологического образования……………………………….10

1.4.  Начальная школа в системе непрерывного экологического

       образования…………………………………………………………………14

1.5.  Требования к экологической подготовке младших школьников………17

1.6.  Выводы……………………………………………………………………..20 

 

Глава 2.    Использование дидактических игр  в начальный

период обучения  младших школьников……………………....22

 

2.1.  Особенности игровой деятельности в младшем  школьном

         возрасте …………………………………………………………………...22                                                           

2.2.   Сущность дидактических игр как  средства обучения………………...24

2.3.   Выводы……………………………………………………………………29

 

Глава 3.  Использование дидактических игр на уроках

                 Природоведения в первом классе……………………………….32

 

3.1. Цели и задачи опытной работы. Результаты входной диагностики……32

3.2. Практическая (обучающая) работа……………………………………….36

3.3. Результаты итоговой диагностики………………………………………..41

3.4. Выводы……………………………………………………………………...43

 

Заключение …………………………………………………………………….45

 

Список литературы ...........................................................................................47

 

Приложение ……………………………………………………………………49

 

 

 

 

 

 

Введение

 

  Большое внимание в России, как и во всем мире, в последние годы уделяется вопросам экологического образования (образования в области окружающей среды). И это не дань моде и не случайность. От того, какой путь мы изберем на ближайшее будущее, зависит будущее нашей голубой планеты, будущее каждого человека и человеческого общества в целом. Очевидна простая истина – жить надо не в борьбе с природой, а в гармонии и полном согласии с ней.

  Экологическое образование в первую очередь и должно помочь обществу в этом не простом деле, заняв основополагающее место в системе общего образования.

  Проблемой экологического образования занимаются многие общественные и государственные организации, но стройной системы в этом направлении еще не сложилось. Российское общество по уровню экологической грамотности значительно уступает западному. В самосознании граждан не утвердились императивы, что приводит к таким негативным явлениям, как неумение сохранять чистоту, качество природной среды в своем ближайшем окружении.

  Причинами этого являются как неграмотность старшего поколения (родителей), так и низкий уровень жизни населения, который вызывает равнодушие к экологическим проблемам. Большое значение имеет и слабое развитие правовой базы, законов, препятствующих нарушению экологических норм. В связи с этим экологическое просвещение должно охватить все слои общества. Без этого условия одно только школьное образование, одни только учителя не способны радикально изменить обстановку в стране.

  Положительным явлением в нашем обществе является наличие большого интереса к экологическим проблемам, как глобального, так и регионального характера. Это находит выражение в возникновении и функционировании целого ряда некоммерческих общественных организаций экологического профиля. В Иркутске активное участие в экологическом образовании принимают такие организации как «Байкальская природа», «Байкальская экологическая волна», иркутское отделение Всероссийского общества охраны природы, Иркутская детская и молодежная школа экологии и здоровья.  В области и в городе Иркутске существует целая сеть школьных клубов и кружков, занимающихся экологией.

  Главное в экологическом образовании – формирование соответствующего мировоззрения, формирование экологического сознания. Наше выживание, защита окружающей среды могут оказаться лишь абстрактными понятиями, если мы не внушим каждому ребенку простую мысль: люди – это часть природы, мы должны любить наши деревья и реки, пашни и леса, как мы любим саму жизнь.

         Начальная школа – важный этап становления личности, формирования экологической культуры,  познавательных,  эмоциональных  и   практических

 

отношений  к природному и социальному окружению. Именно в начальной школе происходит формирование начальных ценностных ориентаций и основных взаимосвязей человека и окружающей среды.

Для решения экологических проблем нужны новые формы экологического образования. Лозунги, лекции и даже самые хорошие  книги и  фильмы

недостаточны для формирования активного экологического сознания.

         Большое значение в экологическом образовании имеют природоохранные игры.         Важно научить пониманию выполнения запретов на конкретных экологических ситуациях, находить и видеть многочисленные связи в природе. Нахождению этих связей поможет дидактическая игра как форма деятельности педагога.

  Экологическое образование – одна из главнейших проблем человечества. Выбрав эту тему, хотелось бы привлечь внимание не только детей, но и взрослых, показать им, какое важное значение имеет для нас природа и свое единство с ней.

         Объект исследования – экологическое образование детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования – дидактическая  игра как средство экологического образования  детей младшего школьного возраста на уроках естествознания

         Цель исследования – теоретически обосновать и выявить эффективность использования дидактической  игры на уроках естествознания как средства экологического образования детей младшего школьного возраста.

Данная цель исследования определила постановку следующих задач:

          изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по  проблеме экологического образования;

          изучить и проанализировать  передовой педагогический опыт по использованию дидактических игр в образовательном процессе;

          подобрать  и апробировать дидактические игры, направленные на экологическое образование;

          провести диагностическое исследование.

         Гипотеза исследования: мы предположили, если работу младших школьников на уроках природоведения  организовывать,  используя  дидактические  игры, то это будет способствовать формированию системы знаний, обеспечивающей понимание школьниками  взаимоотношений человека с природой и осознание ими природы и общества в их целостности

 

В соответствии с поставленными задачами в исследовании использовались следующие методы:

Теоретические -   теоретический анализ психолого-педагогической  научной литературы; изучение передового педагогического опыта;  моделирование.

Эмпирические – педагогическое наблюдение за деятельностью учащихся  в учебном процессе; индивидуальные беседы; диагностирование;  качественный и количественный анализ результатов исследования.

Практическая значимость исследования заключается в использовании материалов данной работы  в будущей профессиональной деятельности.

При разрешении выдвинутой проблемы мы опирались  на научные труды: С.В. Алексеева, С.Д. Дерябо, А.Н. Захлебного, И.Д.Зверева, Е.В. Карповой,  И.Н. Понамаревой, Н.А. Рыкова, Л.П.Симоновой, Д.Б. Эльконина, В.А. Ясвина.

 Опытное исследование было проведено в 1 классе  на базе школы № 55  г. Иркутска. Учитель - Борискова Надежда Викторовна. Класс работал по традиционной системе «Зеленый дом», автором которой является А.А. Плешаков.


Возврат в Дипломные работы  Заказать эту работу