pomogutebe.ru pomogutebe.ru

Время работы: с 8:00 на 20:00 мск

8 (961) 939-09-05

Заказать обратный звонок

Зависимость успешности учебной деятельности от устойчивости внимания младших школьников


Если Вам нужна эта дипломная работа (ВКР, дипломный проект), но с новыми данными, либо по вашему предприятию, либо по вашим требованиям, либо с изменённым планом, либо с высоким % антиплагиата, то  жмите "заказать  эту работу". Мы с Вами свяж


Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………2

 

Глава I. Особенности  протекания учебной деятельности младших школьников……………………………………………………                              7

 

1.1.         Определение и  характеристика  учебной  деятельности  младших  школьников…………………………………………………………………7

1.2.         Структура  учебной  деятельности  младших  школьников……………12

1.3.         Особенности формирования учебной деятельности  младших  школьников……………………………………………………………     18

Выводы по I главе…………………………………………………………….    20

 

Глава  II. Возрастные  характеристик внимания  младших  школьников…  21

 

2.1.           Определение  внимания  и  его  характеристика………………………21

2.2.           Особенности  формирования  внимания  младших  школьников…    28

2.3.           Взаимосвязь  внимания  и  учебной  деятельности……………………33

Выводы по II главе……………………………………………………………   36

 

Глава III. Проведение исследования по изучению устойчивости внимания как фактора развития учебной деятельности младшего школьника……………………………………………………………..                37

 

3.1.    Констатирующий эксперимент………………………………………      37

3.2.         Формирующий эксперимент…………………………………………      42

3.3.         Контрольный эксперимент…………………………………………..       45

Выводы по III главе………………………………………………………….      46

 

Заключение……………………………………………………………………    47

 

Список литературы………………………………………………………….      48

 

Приложение…………………………………………………………………..     50

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

                С каждым годом проблема развития и улучшения внимания школьников выходит на одно из значимых мест, так как она является одной из самых значимых в обучении детей младшего школьного возраста.

             Младший школьный возраст - наиболее ответственный этап школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка.

            Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и во многом являются определяющими для последующих лет обучения: к концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы.

            Полноценное проживание этого возраста, его продуктивные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта познания и деятельности. Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста - это создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка.

            Для психологов, как и для учителей начальной школы, проблема развития внимания детей, а особенно его такого свойства, как устойчивость, является традиционной. Это во многом обусловлено особенностями психического развития младших школьников. Наиболее характерны «невнимательность», «несобранность», «отвлекаемость» для детей 6-7 лет, то есть первоклассников. Их внимание, действительно, еще слабо организованно, имеет небольшой объем, плохо распределено, неустойчиво, что во многом объясняется недостаточной зрелостью регулирующих нейрофизиологических механизмов, обеспечивающих произвольное управление поведением в целом и вниманием в частности.

           Значение развития психики и познавательных процессов, в частности, внимание младших школьников - одна из проблем современной детской психологии.

           Исследование этой проблемы наряду с научным знанием представляет и практический интерес, поскольку нацелено, в конечном счете, на решение педагогических вопросов, связанных с организацией эффективного обучения и воспитания младших школьников.

           Данные, полученные при разработке указанной проблемы, помогут педагогам более четко ориентироваться в возрастных психологических особенностях младших школьников и в потенциальных возможностях психического развития детей младшего школьного возраста.

Знание этих особенностей и возможностей важно использовать при усовершенствовании учебно-воспитательного процесса в работе с детьми младшего школьного возраста.

            Введение в отечественную практику новых подходов и идей, ограниченных в различных программах и методиках, указывают на то, что с каждым годом проблема успешной учебной деятельности выходит на одно из значимых мест в обучении и является одной из главных проблем детской психологии.

           Большой потенциал носит ведущий характер учебной деятельности в младшем школьном возрасте, а так же создание благоприятных условий для ее развития. Понятие «учебная деятельность» достаточно неоднозначно. В широком смысле слова, она иногда неправомерно рассматривается как синоним понятий научение, учение и даже обучение. В узком смысле, последнее, согласно Д.Б.Эльконину - ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте. В работах Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, А.К.Марковой понятие «учебная деятельность» наполняется собственно деятельным содержанием и смыслом и распространяется на другие возрастные группы, соотносясь с особым, по словам Рубинштейна отношением субъекта к предмету обучения на всем его протяжении. Следует обратить внимание, что в данной трактовке «учебная деятельность» понимается шире, чем ведущий тип деятельности.

           Согласно Д.Б.Эльконину, «учебная деятельность - это деятельность направленная, имеющая своим содержанием своим содержанием овладения обобщенными способами действий в сфере научных понятий... такая деятельность должна побуждаться адекватными мотивами, ими могут быть... мотивы приобретения обобщенных способов действий, или, проще говоря, мотивы собственного роста, совершенствования. Учебная деятельность рассматривается, как специфический вид деятельности. Она направлена на самого обучаемого как ее субъекта в плане совершенствования, развития формирования его личности благодаря осознанному, целенаправленному присвоению им общественного опыта в различных видах и формах общественно полезной, познавательной теоретической и практической деятельности.

           Основной ведущий вид деятельности ребенка после 7 лет это обучение в школе. Эта деятельность вносит существенные изменения в протекании всех психических процессов младшего школьника. Поэтому задача учителя заключается в тренировке устойчивости внимания детей, т.к. успешная учебная деятельность младших школьников во многом зависит от устойчивости внимания.

           Исходя из этого, можно предположить, что время, в течение которого сохраняется, концентрация внимания указывает на его устойчивость. Некоторые ученые полагают, что гениальные мыслители наделены особо устойчивым вниманием. Например: Великого Ньютона спросили о том, как он смог сделать свои научные открытия. Он ответил: «Благодаря тому, что я непрестанно думал об этих вопросах».

           Актуальность данного исследования обусловлена потребностью современной начальной школы в улучшении результатов учебной деятельности младшего школьного возраста и влияние на эту успешность такого свойства внимания как его устойчивость.

           Цель исследования состоит в изучении устойчивости внимания и его влияния на успешной учебной деятельности младшего школьника. Данная цель исследования определила постановку следующих задач:

           1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по представленной проблеме.

           2.  Определить сущность понятия учебная деятельность, внимание, устойчивость внимания, а так же особенности развития этого процесса в младших классах.

           3.   Изучить и проанализировать методы и приемы, выбрать наиболее рациональные и эффективные методы на определение устойчивости внимания.

           4.  Провести экспериментальную апробацию методов, сформулировать

итоговые выводы.

           Объектом исследования является - особенности функционирования учебной деятельности младших школьников.

           Предмет исследования: устойчивость внимания, как средство улучшения учебной деятельности младшего школьника.

           Гипотега исследования: если работу по развитию устойчивости внимания младших школьников организовать с учетом возрастных особенностей данного возраста, и используя эффективные методы и приемы, то это будет способствовать развитию успешности в учебной деятельности.

           В соответствии с поставленными задачами в исследовании использовались следующие методы:

          Теоретические - теоретический анализ методической, дидактической, психологической литературы и результатов исследования.                   

          Эмперические - психолого-педагогическое наблюдение за деятельностью учителя и ученика в учебном процессе. Методический эксперимент. Использование методик по выявлению уровня устойчивости внимания. Индивидуальные обследования и специальные задания. Изучение продуктов деятельности и результатов апробированных данных.

          Практическая значимость исследования заключается в использовании материалов данной работы в учебном процессе и в будущей профессиональной деятельности.

         Структуру работы составляют:

         Введение.

         Глава I. Особенности функционирования учебной деятельности младших школьников. Для написания I главы мы опирались на таких исследователей, как Эльконин Д.Б., Зимняя И.А., Люблинская Л.А., Выготский Л.С., которые определили учебную деятельность как опосредовательное познание ребенком мира, путем усвоения накопленных обществом знаний. Это не только ускоренное, сжатое во времени узнавание действительности, это процесс формирования личности. Так же в первой главе мы даем характеристику учебной деятельности, рассматриваем структуру учебной деятельности, ее компоненты: мотивация, учебные задачи, учебные действия, контроль, переходящий в самоконтроль, оценка, переходящая в самооценку. Также мы изучили и рассмотрели условия формирования успешной учебной деятельности младших школьников.

          Глава  II.  Возрастные особенности внимания младших школьников.  Вторая глава основана на исследованиях таких ученых, как А.Ф.Лазурский, В.Д.Добрынин, П.Я.Гальперин, Р.С.Немов, И.А.Петровский. Проанализировав различные понятия внимания таких авторов, как Р.С.Немов, И.А.Петровский. Мы пришли к выводу о том, что внимание необходимое условие качественного выполнения любой деятельности, это способность выбирать важное для себя и сосредотачивать на нем свое восприятие мысленного воображения. Помимо этого мы определили формирование внимания младшего школьника, взаимосвязь внимания и учебной деятельности.

          Глава III. Проведение экспериментальной работы по формированию устойчивости внимания как фактора развития учебной деятельности младшего школьника. Работа была проведена в 3 этапа:

1. Констатирующий эксперимент

2. Формирующий эксперимент

3. Контрольный эксперимент.

             На этапе констатирующего эксперимента была проведена работа по выявлению группы детей с низким уровнем устойчивости внимания. Для этого были использованы ряд методик: Таблица Шульте, Методика Пьерона – Рузера.

Таблица Шульте

Цель. Определение устойчивости внимания и динамики работоспособности.

Материал: Испытуемому поочередно предлагается пять таблиц, на которых в произвольном порядке расположены числа от 1 до 25. Испытуемый отыскивает, показывает и называет числа в порядке их возрастания. Секундомер. Проба повторяется с пятью разными таблицами.

Инструкция: Испытуемому предъявляют первую таблицу. «На этой таблице числа от  1 до 25 расположены не по порядку». Затем таблицу закрывают и продолжают: «Покажи и назови все числа по порядку от 1 до 25. Постарайся делать это как можно быстрее и без ошибок». Таблицу открывают и одновременно с началом выполнения задания включают секундомер. Вторая, третья и последующие таблицы предъявляются без всяких инструкций.

Результат: 7 % детей показали низкий уровень устойчивости внимания.

Методика изучения концентрации и устойчивости внимания Пьерона-Рузера. 

Цель: Исследовать уровень устойчивости внимания.

Материал: Таблица с образцом, ручка, листок, часы с секундной стрелкой.

Инструкция: Закодируйте таблицу по образцу, расставляя значки.

Результат: 9 % детей имеют низкие показатели уровня устойчивости внимания.

           По результатам этих методик выявлена группа детей с низким уровнем устойчивости внимания. И на этапе формирующего эксперимента была проведена коррекционная работа по улучшению уровня устойчивости внимания, так же были проведены ряд занятий и упражнений, что позволило повысить показатели устойчивости внимания детей в классе.

           Далее на этапе контрольного эксперимента мы провели подобные методики и по данным результатов этих методик мы определили, что в ходе проделанной  коррекционной  работы  на  этапе  формирующего у  детей , значительно улучшились показатели уровня устойчивости внимания.

           Таким образом, проведение экспериментальной работы позволило нам улучшить уровень устойчивости внимания младших школьников и повысить их успеваемость в учебном процессе.


Возврат в Дипломные работы  Заказать эту работу