Изучение вопросов русской культуры IX-XII веков, как средства эстетического воспитания учащихся 6х классов
Если Вам нужна эта дипломная работа (ВКР, дипломный проект), но с новыми данными, либо по вашему предприятию, либо по вашим требованиям, либо с изменённым планом, либо с высоким % антиплагиата, то жмите "заказать эту работу". Мы с Вами свяж
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ИСТОРИЯ ЕГО
РАЗВИТИЯ В РОССИИ.. 5
1.1. Понятие эстетического воспитания. 5
1.2. История развития эстетического воспитания в России. 11
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ. 18
ГЛАВА 2. ВОПРОСЫ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ IX-XII ВЕКОВ И МЕТОДИЧЕСКИЕ. 19
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИХ ИЗУЧЕНИЮ... 19
2.1. Культура Руси IX- XIII веков. 19
2.2. Методические рекомендации по изучению вопросов культуры.. 35
IX-XII веков на уроках истории Отечества. 35
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ. 38
ГЛАВА 3. ОПЫТНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЭСТЕТИЧЕСКОГО.. 39
ВОСПИТАНИЯ У УЧАЩИХСЯ 6Х КЛАССОВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ. 39
МАТЕРИАЛА ПО КУЛЬТУРЕ РУСИ IX-XII ВЕКОВ.. 39
3.1. Цели и этапы исследования по развитию эстетического воспитания. 39
у учащихся 6х классов. 39
3.2. Организация, содержание и диагностика проведенной практической работы.. 41
ВЫВОДЫ ПО 3 ГЛАВЕ. 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 46
ЛИТЕРАТУРА.. 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. 56
ВВЕДЕНИЕ
С давних времен люди стремились строить жизнь по законам красоты. Об этом свидетельствуют великолепные памятники архитектуры, живописи, литературы, музыки, скульптуры. Труд многих людей был направлен на создание прекрасных шедевров, которые по сей день являются значимой ценностью мировой культуры. Видеть в труде созидательное начало красоты – значит творить прекрасное и в соответствии с ним преобразовать окружающую действительность.
Именно поэтому, в настоящее время, огромное значение в обществе придается развитию литературы, музыки, изобразительному искусству и архитектуре, в которых воплощаются идеалы прекрасного.
Большое влияние оказывает искусство и на личностное развитие человека. Велико его значение в познании окружающего мира, в развитии сознания, чувств, взглядов и убеждений человека. Однако влияние искусства на формирование человека во многом зависит от его художественно-эстетического развития. В восточных странах говорят: «Нет красоты в песках пустыни, есть красота в душе араба». Без знания законов и художественных средств постижения действительности, без понимания языка искусства, оно не возбуждает ни мыслей, ни глубоких чувств.
Задача школы обеспечить необходимую эстетическую подготовку учащихся, ввести их в огромный мир искусства и сделать его действенным средством познания окружающей действительности, развития мышления и нравственного совершенствования. Не последняя роль в этом отводится учителю истории, одна из задач которого состоит в том, чтобы направлять процесс обучения истории на многостороннее изучение русской культуры. Это нужно для того, чтобы, прослеживая становление и развитие культуры предков, прививать школьникам эстетические ценности на основе знания родной культуры, не отвергая при этом мировой культуры, и отбирая истинные ценности, признанные мировым сообществом.
Исходя из вышесказанного, а также учитывая то обстоятельство, что именно в шестом классе начинается изучение истории России, и применяя современные методические разработки в области изучения культуры, нужно заложить основы для дальнейшего эстетического воспитания, нами и была определена тема выпускной квалификационной работы: «Изучение вопросов русской культуры IX-XII веков, как средства эстетического воспитания учащихся 6х классов (в урочной и внеурочной работе по истории)».
Цель: показать, как, используя современные методы и средства обучения истории, наиболее эффективно влиять на процесс эстетического воспитания учащихся шестого класса при изучении вопросов родной культуры.
Для достижения этой цели сформулированы следующие задачи:
- Дать понятие эстетического воспитания и показать его роль в развитии русского общества
- Определить круг вопросов по культуре Руси IX-XII веков, изучаемых на уроках истории в шестых классах.
- Рассмотреть применяемые методические рекомендации по проведению уроков культуры и на их основе разработать собственные, с учетом направленности на формирование эстетических чувств.
- Апробировать разработанные рекомендации при проведении уроков истории и во внеурочной работе.
- Проследить динамику влияния используемых методов и средств на процесс эстетического воспитания.
- Разработать совместно с учащимися план по дальнейшему эстетическому самовоспитанию.
Опираясь на поставленные нами задачи, мы выделили объект и предмет работы.
Объектом является: процесс эстетического воспитания в школе.
Предметом является: создание условий для формирования эстетического воспитания посредством изучения вопросов русской культуры у учащихся шестого класса на уроках истории и во внеурочное время.
Методической основой исследования послужили положения современных концепций образования, в том числе школьного исторического образования, развития личности, личностно-деятельностного подхода к ее формированию, принципы демократизации и гуманизации этого процесса.
Нами был использован следующий комплекс методов: анализ педагогической и методической литературы, изучение школьной практики, наблюдение, количественный и качественный анализ полученной информации.
Анализ литературы по данной проблеме показал, что необходимость эстетического воспитания отмечали такие видные деятели России как Н.М.Карамзин, В.Г.Белинский и др. Особое внимание эстетическому воспитанию уделялось в реформах школьного образования 1915 г. Комиссия, возглавляемая С.О.Цибульским, опубликовала «Материалы по реформе средней школы», в которых был специальный раздел об эстетическом воспитании. В советское время идеей эстетического воспитания подрастающего поколения занимались такие видные педагоги, как А.С.Макаренко, Н.К.Крупская, С.Т.Шацкий и др.
Занимаются вопросами эстетического воспитания и современные педагоги, психологи, методисты. О важной роли эстетических чувств в развитии личности говорит Ю.А.Самоненко, Н.Ф.Харламов, В.М.Васильева и др. Они говорят о том, что эстетическое восприятие – это активная деятельность, которой надо учить с детства.