Изучение геометрического материла как средство развития пространственных представлений
Если Вам нужна эта дипломная работа (ВКР, дипломный проект), но с новыми данными, либо по вашему предприятию, либо по вашим требованиям, либо с изменённым планом, либо с высоким % антиплагиата, то жмите "заказать эту работу". Мы с Вами свяж
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы
развития пространственных представлений у
младших школьников в процессе изучения геометрического материала…………………………………………………………………………6
1.1. Психические особенности младших школьников…………………………………………………………………6
1.2. Сущность понятия «пространственные представления»……………………………………………………………..9
1.3. Развитие пространственных представлений у младших
школьников. Критерии развития пространственных
представлений…………………………………………………………….10
1.4. Геометрия в начальной школе………………………………………………………………………15
1.5. Этапы изучения геометрического материла в начальной школе………………………………………………………………………27
1.6. Роль геометрии в развитии ребенка. Условия развития пространственных представлений у младших школьников при изучении геометрического материала…………………………………...28
Выводы по теоретической части……………………………………………..28
Глава 2. Опытная работа по развитию у младших школьников пространственных представлений ………………………………………….30
2.1. Констатирующий этап……………………………………………………...30
2.2. Формирующий этап…………………………………………………………31
2.3. Контрольный этап…………………………………………………………..33
Выводы по практической части……………………………………………...34
Заключение……………………………………………………………………...35
Список литературы…………………………………………………………….37
Приложение……………………………………………………………………..38
Введение
В новой концепции образования приоритетным обучением является развивающее обучение. Термин «развивающее обучение» активно используется в психологической, педагогической и методической литературе. Тем не менее, содержание этого понятия остается до сих пор весьма проблематичным, а ответы на вопрос: «Какое обучение можно назвать развивающим?» довольно противоречивы. Это, с одной стороны, обусловлено многоаспектностью понятия, а с другой стороны, некоторой противоречивостью самого термина, так как вряд ли можно говорить о «не развивающем обучении». Бесспорно, любое обучение развивает ребенка.
Однако нельзя не согласиться с тем, что в одном случае обучение как бы надстраивается над развитием, как говорил Л.С. Выготский «Плетется в хвосте» у развития, оказывая на него стихийное влияние, в другом целенаправленно обеспечивает его (ведет за собой развитие) и активно используется для усвоения знаний, умений и навыков.
Главная общеобразовательная задача обучения математике - добиться овладение учащимися системой доступных математических знаний, умений и навыков, необходимых в повседневной жизни и в будущей профессии, так прочно, чтобы они стали достоянием учащихся на всю жизнь.
В математическом образовании выделяются два главных объекта: числовые и пространственные понятия. На сегодняшний день начальная школа уделяет первостепенное внимание числовым понятиям, оставляя без важного внимания формирование пространственных представлений. Такая однобокость приводит к тому, что с одной стороны, в результате изучения числовых понятий учащиеся достигают значительного развития абстрактного мышления, а с другой стороны, их пространственные представления остаются практически неразвитыми.
Как известно, построение преподавания элементов геометрии в начальной школе может, осуществляется двумя основными способами:
1) подобно систематическому курсу геометрии, то есть от планиметрии и стереометрии;
2) основываясь на принципе фузионизма, то есть совместном изучении элементов планиметрии и стереометрии, мы придерживаемся мнения, что, учитывая психологические особенности развития ребенка предшкольного возраста, его жизненный опыт, который накапливается именно в трехмерном пространстве, изучение элементов геометрии должно идти по второму пути – по пути фузионизма. Это направление нашло свое отражение в начальных курсах геометрии, преподаваемых в школах в 18 и 19вв, в работах А.Леве, В.Кембеля, П.Трейтлена и других. Так, французский педагог А.Леве для ознакомления учеников наглядным путем с основными геометрическими понятиями, сравнивая два кубами. Получали представления о поверхности, линии, об их измерении, а так же о точке.
Объект – развитие пространственных представлений у младших школьников.
Предмет – изучение геометрического материала.
Цель-определение и апробирование методических условий, влияющих на развитие пространственных представлений у младших школьников в процессе изучения геометрического материала.
Для достижения цели, выдвинуты следующие задачи:
1) Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу, по изучаемой проблеме.
2) Рассмотреть психологические особенности младших школьников.
3) Рассмотреть сущность понятия «пространственные представления», развитие пространственных представлений у младших школьников.
4) Рассмотреть сущность понятия «геометрия», какую роль она играет в развитии ребенка.
5) Определить методические условия развития пространственных представлений у младших школьников и апробировать их на практике.
Гипотеза исследования- в своей работе мы исходим из того, что если в процессе изучения геометрии использовать методические условия, влияющие на развитие пространственных представлений у младших школьников, то это позволит ученикам лучше разобраться в геометрии.
Методологической основой исследования послужили положения современных концепций развития личности, обновления начального образования, опирались на исследовательские работы различных ученных, заслуженных педагогов, психологов таких как: А.Леве, Н.С.Подходова, Е.А.Богданова, Л.А.Миносян, И.Ф.Шарыгин, А.Д.Алферов, В.Н.Дружинина, А.А.Крылов, А.В.Петровский, М.М.Бурунин, А.И.Щербаков.
Научная новизна состоит в уточнении критериев развития пространственных представлений у младших школьников в процессе изучения геометрического материала.
Практическая значимость заключается в том, что результаты исследования представлены учителем начальных классов.
Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивается истинность исходных теоретических положений, используемых методов, адекватных предмету и задачам исследования.