Изучение сказок сибирских писателей на уроках внеклассного чтения как средство нравственного воспитания
Если Вам нужна эта дипломная работа (ВКР, дипломный проект), но с новыми данными, либо по вашему предприятию, либо по вашим требованиям, либо с изменённым планом, либо с высоким % антиплагиата, то жмите "заказать эту работу". Мы с Вами свяж
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. 3
Глава I. Психолого – педагогические основы проблемы: «Изучение сказок сибирских писателей на уроках внеклассного чтения как средство нравственно – эстетического воспитания младших школьников». 5
I.1. Психолого-педагогические и литературоведческие основы изучения сказок в начальной школе. 5
I.2. Нравственно-эстетическое воспитание в начальной школе через содержание сказки 12
I.3. Анализ содержания сказок сибирских писателей, вошедших в круг детского чтения 17
Выводы по I главе…………………………………………………………… ... 23
Глава II. Практическая работа. 23
II.1. Цели, задачи и результаты входной диагностики. 23
II.2. Организация формирующего этапа исследования через уроки внеклассного чтения по сказкам сибирских писателей. Итоговая диагностика. 27
II.3. Сравнение результатов входной и итоговой диагностики. 43
Выводы по II главе……………………………………………………………………………….
Заключение. 45
Литература. 46
Приложения. 49
Введение
Важность проблемы нравственно-эстетического воспитания обусловлена разными негативными явлениями в нашем обществе. Духовно-нравственная деградация молодого поколения заставляет нас задуматься над тем, как приостановить разрушение нравственного сознания, всех тех духовных устоев, на которых традиционно стояла Русь.
Методов и средств воспитания духовности довольно много, но именно уроки чтения благодатны для освоения нравственно - эстетических качеств и ценностей, потому что литература и есть богатейший источник развития не только нравственных, но и интеллектуальных, и эстетических качеств, она помогает создавать ценности, необходимые душе.
Главной задачей школы, центром её воспитательной деятельности должно быть нравственное и эстетическое воспитание, именно это оказывает решающее влияние на формирование положительных качеств личности.
огромным потенциалом для нравственно-эстетического воспитания могут быть произведения сибирских писателей-сказочников. Но, к сожалению, дети начальных классов мало читают и плохо знают книги сибирских писателей-сказочников. Поэтому актуальной является и тема нашего дипломного исследования «Изучение сказок сибирских писателей как средство нравственно- эстетического воспитания младших школьников».
Ценность образования определяется нравственно- эстетической основой, и если таковой нет, оно может стать орудием самых страшных преступлений перед миром и человечеством. Я. А. Каменский говорил: «Образованный человек без нравственности опаснее необразованного безнравственного человека».
Выбрав тему выпускной квалификационной работы «Изучение сказок сибирских писателей на уроках внеклассного чтения как средство нравственно- эстетического воспитания младших школьников», мы хотим раскрыть значение и смысл уроков по творчеству сибирских писателей - сказочников как уникального средства формирования и воспитания нравственно- эстетических качеств у детей младшего школьного возраста.
Цель дипломной работы: выявить условия нравственно-эстетического воспитания на уроках внеклассного чтения при изучении сказок сибирских писателей.
Объект исследования: процесс воспитания нравственно-эстетических качеств у учащихся начальной школы.
Предмет исследования: содержание, методы и приемы изучения сказок сибирских писателей, направленных на нравственно-эстетическое воспитание младших школьников.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что введение в круг чтения детей младшего школьного возраста включить произведения сибирских писателей-сказочников, имеющие высокие нравственно-эстетические ценности, способствует воспитанию нравственно-эстетических качеств младших школьников.
Исходя из цели, объекта и гипотезы исследования, мы ставим следующие задачи:
1) изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме и определить основные понятия по нравственно-эстетическому воспитанию;
2) через литературоведческий анализ показать нравственно-эстетические ценности произведений сибирский писателей-сказочников;
3) смоделировать и апробировать уроки внеклассного чтения и пятиминутки на классном чтении по сказкам для детей младшего школьного возраста;
4) провести входную и итоговую диагностику и сравнить их результаты.
В работе мы использовали следующие методы исследования.
Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы, анализ произведений сибирских писателей-сказочников, определение теоретических понятий и терминов.
Эмпирические: проведение диагностик, составление таблиц, беседы с учениками, анкетирование, наблюдение и моделирование уроков.
Новизну и практическую значимость своей работы мы видим в анализе художественного своеобразия сказок сибирских писателей для младших школьников, в организации и проведении уроков и пятиминуток внеклассного чтения с младшими школьниками.