Использование игр на уроках психологии как фактор снижения тревожности у учащихся младших классов
Если Вам нужна эта дипломная работа (ВКР, дипломный проект), но с новыми данными, либо по вашему предприятию, либо по вашим требованиям, либо с изменённым планом, либо с высоким % антиплагиата, то жмите "заказать эту работу". Мы с Вами свяж
Содержание
Введение………………………………………………………………………2
Глава 1. Теоретические аспекты состояния тревожности…………….4
1.1. Понятие «тревога», «страх», «тревожность»; классификация видов тревожности……………………………………..................4
1.2. Причины развития тревожности и особенности её проявления у детей младшего школьного возраста…………………………..13
Выводы ………….………………………………………….........21
Глава 2. Теоретические основы игровой деятельности………………22
2.1. Понятие «игра», теории игры……………………….………..22
2.2. Значение игр для преодоления эмоциональных трудностей младших школьников…………………………………………27
Выводы………….……………………………………………..32
Глава 3. Проведение опытно-экспериментальной работы…………...33
3.1. Этапы опытно-экспериментальной работы,
описание пилотажного исследования и констатирующего
этапа…..……………………………………………………………….33
3.2. Описание формирующего этапа опытно-экспериментальной работы…………………………………………………………….37
3.3. Результаты контрольного этапа эксперимента………………...47
Выводы…………………………………………………………...49
Заключение………………………………………………………………….....50
Список литературы…………………………………………………………….52
Приложение…………………………………………………………………….56
Введение
В настоящее время нестабильные социальные факторы и внутрисемейная обстановка приводят к тому, что дети испытывают состояние тревоги. Для детей младшего школьного возраста прибавляется еще один фактор, который может увеличить это психическое состояние – школа, а именно неуспешность учебной деятельности, трудности в общении с одноклассниками, в отношениях с учителями.
Таким образом, количество причин для возникновения тревожного состояния у ребенка, поступившего в школу, увеличивается. Тем не менее, большинство взрослых, как родителей, так и педагогов в погоне за успеваемостью, не обращают внимания на тревожное состояние ребенка, тем самым, усугубляя это состояние, нанося вред психологическому, а также и соматическому здоровью младшего школьника.
Увидев это противоречие, я заинтересовалась проблемой тревожности младших школьников. Эта проблема актуальна в плане практической значимости, как и в теоретическом плане, так как тревожность, как психологическое состояние является очень интересной и малоизученной проблемой. Существующие литературные источники большее внимание обращают на проблему страхов, чем на проблему тревожности.
Многие педагоги, психологи, такие как И.М.Фридман, И.Ю.Кулагина, П. Бейнер, О. Ранг пытались изучить и устранить эту проблему, их труды явились теоретической основой данной работы.
Можно ли решить проблему снижения тревожности в школьных условиях? На этот вопрос мы и попытаемся ответить в нашем исследовании. Думается, что есть несколько путей решения выявленной проблемы. Мы заострим свое внимание на тех условиях, которые может создать школьный психолог на своих уроках. Одним из основных приёмов, которым педагог - психолог может пользоваться на своих уроках является игра.
Исходя из изученных теоретических положений, мы выработали следующую гипотезу: специально разработанный комплекс уроков психологии с использованием игр способствует снижению тревожности младших школьников.
Цель: разработать и обосновать комплекс уроков психологии, направленных на снижение тревожности у детей младшего школьного возраста.
Для решения поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:
- Изучить и проанализировать литературу по теме исследования.
- Провести диагностический срез, отражающий состояние тревожности у учащихся.
- Составить и апробировать комплекс уроков психологии с использованием коммуникативных игр.
- Провести контрольный диагностический срез, сделать выводы.
Объектом моего исследования является процесс снижения состояния тревожности у младших школьников.
Предмет: игра на уроках психологии как средство снижения тревожности.
В исследовании использованы следующие методы: теоретические: анализ психолого – педагогической литературы; эмпирические: изучение продуктов деятельности учащихся, использование диагностических методик, эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный).
Проделанная нами работа будет иметь практическую значимость, как для педагога, так и для школьного психолога, которые могут использовать данные наработки в своей деятельности при решении проблемы тревожности детей.