Использование игровых приемов на уроках естествознания
Если Вам нужна эта дипломная работа (ВКР, дипломный проект), но с новыми данными, либо по вашему предприятию, либо по вашим требованиям, либо с изменённым планом, либо с высоким % антиплагиата, то жмите "заказать эту работу". Мы с Вами свяж
Содержание
Введение……………………………………………………………………… . .3
Глава 1. Научно- теоретические основы экологического образования
в начальной школе………………………………………………….6
1.1 Цели и содержание экологического образования в начальной
школе ………………………………………………………………………6
1.2 Экологическое образование как основа экологической культуры
педагога и учащихся……………………………………………… ………2
1.3 Особенности младшего школьного возраста……………………………14
1.4 Выводы ………….………………………………………………………...15
Глава 2. Использование игровых приемов на уроках
естествознания……………………………………………………….17
2.1 Игровая деятельность в младшем школьном возрасте…………...…......17 2.2. Включение игровых приемов в уроки по естествознанию.……..……..19
2.3. Выводы …………. ………………………………………………………...29
Глава 3. Использование игровых приемов на уроках
«Окружающий мир» в 1-ом классе…………………………………31
3.1. Цели и задачи опытной работы. Результаты входной диагностики…….31
3.2. Практическая (обучающая) работа …………………………………….....35
3.3. Результаты итоговой диагностики ………………………………………..44
3.4. Выводы ……………………………………………………………………..46
Заключение……………………………………………………………………..47
Список литературы……………………………………………………………49
Приложение …………………………………………………………………….51
Введение
В настоящее время происходит осознание необходимости изменения сложившейся системы нравственных ценностей общества во взаимодействии с окружающей средой. По мере развития и совершенствования сфер своей деятельности человечество переживало ряд сложных противоречивых отношений между человеком и природой. По определению ряда философов общетеоретические, социально – философские, методологические вопросы в изучении формирующихся отношений к настоящему моменту складываются в последовательную концепцию глобальных проблем человечества.
Естественная природная среда с каждым годом все больше зависит от человека, его деятельности, что создает новые условия для жизни. Все живые организмы, включая человека, связаны друг с другом материально – энергетическими информационными связями. Организмы, обитавшие в биосфере миллионы лет, создали для человека благоприятную окружающую среду, которая в настоящее время неуклонно ухудшается. Не случайно внимание всего человечества обращено к экологии. Формирование экологической культуры личности, здорового образа жизни, в этом случае должно стать частью всей системы образования.
Необходимость экологического образования в целом признается очень многими исследователями. На пороге 21 века человечество переживает решающий этап своего развития. Основатель и президент Римского клуба Аурелио Печчеи, размышляя о причинах экологического кризиса, писал: «…нельзя без конца опираться на всякого рода социальные механизмы, на обновление и усовершенствование социальной организации общества, когда на карту поставлена судьба человека как вида». Далее «…суть проблемы, которая витала перед человечеством на нынешней стадии его эволюции, заключается именно в том, что люди не успевают адаптировать свою культуру в соответствии с теми изменениями, которые сами же вносят в этот мир, и источники этого кризиса лежат внутри, а не вне человеческого существа, рассматриваемого как индивидуальность и как коллектив. И решение всех этих проблем должно исходить, прежде всего, из изменений самого человека, его внутренней сущности».
Роль экологического образования возрастает по мере развития цивилизации как для отдельно взятого человека, так и для человечества в целом. Ухудшение экологической обстановки способствует скорейшей перестройке наиболее важных целей экологического образования. Сегодня они, прежде всего, должны быть направлены на экологическое оздоровление и сотрудничество. Научить экологически целесообразному образу жизни – одна из целей непрерывного экологического образования.
От того, как мы понимаем глубинную взаимосвязь этого образа жизни и окружающей среды, которую мы хотим сохранить и улучшить, будут зависеть результаты экологического образования.
Реально система образования всегда отстает от научных исследований. Учитывая специфику экологической проблемы, когда решение многих проявлений требует большей оперативности, такое отставание должно быть сведено до минимума. Экологическое образование по праву должно стать узловым в структуре образования, одним из главных факторов его развития.
Учитывая выше сказанное, на наш взгляд тема выпускной квалификационной работы: «Использование игровых приемов на уроках естествознания как средства экологического образования младших школьников» является актуальной. Актуальность нашего исследования обусловлена практической значимостью экологического образования в современное время.
Объект исследования – экологическое образование младших школьников.
Предмет исследования – использование игровых приемов для экологического образования младших школьников
Цель исследования – теоретически обосновать и выявить эффективность использования игровых приемов для экологического образования младших школьников.
Данная цель исследования определила постановку следующих задач:
изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме экологического образования и проблеме использования игровых приемов в образовательном процессе;
изучить и проанализировать передовой педагогический опыт, обосновать выбор наиболее рациональных игровых приемов используемых на уроках естествознания;
провести апробацию игровых приемов при проведении уроков естествознания;
провести диагностическое исследование.
Гипотеза исследования: мы предположили, если работу младших школьников на уроках «Окружающий мир» организовывать, используя игровые приемы, то это будет способствовать формированию системы знаний, обеспечивающей лучшее понимание взаимоотношений человека с окружающей средой, т.е. повышению уровня экологического образования.
В соответствии с поставленными задачами в исследовании использовались следующие методы:
Теоретические - теоретический анализ психолого-педагогической научной литературы; изучение передового педагогического опыта; моделирование.
Эмпирические – педагогическое наблюдение за деятельностью учащихся в учебном процессе; индивидуальные беседы; диагностирование; качественный и количественный анализ результатов исследования.
Практическая значимость исследования заключается в использовании материалов данной работы в будущей профессиональной деятельности.
При разрешении выдвинутой проблемы мы опирались на научные труды: Алексеева С.В., Дерябо С.Д., карповой Е.В., Николаевой С.Н., Симоновой Л.П.
Опытное исследование было проведено в 1 «А» классе на базе школы № 4 г. Иркутска. Учитель Федченко Капиталина Николаевна. Класс работал по программе «Окружающий мир», авторы Н.Ф.Виноградова, Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов.