Использование экологической игры на уроках естествознания для формирования мировоззрения школьников
Если Вам нужна эта дипломная работа (ВКР, дипломный проект), но с новыми данными, либо по вашему предприятию, либо по вашим требованиям, либо с изменённым планом, либо с высоким % антиплагиата, то жмите "заказать эту работу". Мы с Вами свяж
Содержание
Введение. 2
Глава I. Научно-теоретическое обоснование проблемы формирования
мировоззрения младших школьников……………………………...6
1.1. Сущностные характеристики мировоззрения………………………………6
1.2. Формирование мировоззрения учащихся в современной школе…..........11
1.3. Сущность экологической игры как средства формирования
мировоззрения младшего школьника……………………………………..16
Выводы…………………………………………………………………………...24
Глава 2. Использование экологических игр на уроках природоведения в третьем классе………………………………………………………26
2.1. Цели и задачи опытной работы. Результаты входной диагностики……..26
2.2. Практическая (обучающая) работа………………………………………...31
2.3. Результаты итоговой диагностики…………………………………….…34
Выводы. 37
Заключение. 39
Список литературы …………………………………………………………….44
Приложение………………………………………………………………………46
Введение
Большое внимание в России, как и во всем мире, в последние годы уделяется вопросам формирования мировоззрения. Ключевые проблемы современного образования актуализируют философско-методологический анализ классической проблематики мировоззрения - самоопределения человека в мире, рефлексии путей его самопознания и способов самореализации в культуре.
Особой заботой образования, а с ней и предметом направленной методологической рефлексии оказываются сегодня важнейшие функционалы мировоззрения, такие как мироощущение, миропонимание и миросозидание человека.
В мировоззрении проявляется единство внешнего и внутреннего, объективного и субъективного. Субъективная сторона мировоззрения состоит в том, что у человека формируется не только целостный взгляд на мир, но и обобщенное представление о самом себе, складывающееся в понимание и переживание своего Я, своей индивидуальности, своей личности.
У человека достигшего того уровня развития, когда его можно назвать личностью, все свойства и качества приобретают определенную структуру, логическим центром и основанием которой становится мировоззрение. Мировоззрение – это система научных, социально – политических, эстетических взглядов и убеждений человека, которые отражают в его сознании общую картину мира и определяют направленность его деятельности.
Естественнонаучные знания являются компонентом мировоззрения. Одна из важнейших функций естествознания – вести учащихся к пониманию научного знания как объективного отражения реальной действительности и средства ее предобразования. Естественнонаучные знания, наряду с обществоведческими, служат основой формирования отношения к миру как развивающемуся, познаваемому объекту, который может активно преобразовываться человеком.
При изучении естествознания формируются как содержательные основы мировоззрения, так и оценочное, специфически мировоззренческое отношение к миру. К содержательным основам относятся представления о единстве мира, его материалистичности, различных формах существования материи, ее развитии, об объективности мира, возможностях его познания и преобразования и т.п.
Сегодня именно в мировоззренческом дискурсе обсуждаются «идеи нового мировоззрения», «новой мировоззренческой парадигмы», «философии устойчивого развития», появляется ряд значимых для теории и практики современного образования понятий, возникших в сфере методологии естественнонаучного знания («синергетическое мировидение», «экологическое мировоззрение», «экологическая культура», «ноосферное сознание», «конволюция», «экологический императив») [3]. Естественнонаучное знание, погружаясь в мировоззренческий контекст, ценностно окрашивается и участвует в определении смысложизненных ориентаций человека и человечества.
Для перевода знаний в систему определенных ценностных ориентаций личности необходима организация деятельности учащихся направленная на становления их личностного отношения к изучаемому материалу. Учитель должен организовывать учебную деятельность так, чтобы учащиеся могли оценить изучаемый материал с позиций потребности практики и развития производства и с позиций роли и места человека в мире, с позиций его познания. В начальной школе при изучении естествознания учитель может ставить такие вопросы: что побудило человека искать способы использования силы воды и ветра? Как вы можете объяснить, почему человек стал приручать диких животных, культивировать различные растения? и т.п. [25]
Начальная школа – важный этап становления личности, формирование мировоззрения, формирование экологической культуры, познавательных, эмоциональных и практических отношений к природному и социальному окружению. Именно в начальной школе происходит формирование начальных ценностных ориентаций и основных взаимосвязей человека и окружающей среды.
Первые обобщающие знания о живой и неживой природе, получаемые в начальной школе позволяют показать учащимся роль и место человека в мире, его активность. Важно научить детей пониманию выполнения запретов на конкретных ситуациях, находить и видеть многочисленные связи в природе. Нахождению этих связей поможет экологическая игра как средство для формирования мировоззрения. В содержание экологических игр входят: ценностные отношения детей к миру; умения детей взаимодействовать с миром.
Формирование мировоззрения – одна из важнейших проблем человечества. В мировоззренческом контексте сегодня осуществляется синтез знаний, их интеграция и дифференциация, формируется важнейший для образования интегральный познавательный образ – научная картина мира. Эти процессы, обновляющие миропонимание и смыслы традиционных понятий, способствуют рождению новых смыслов и новых понятий, важных и для восприятия образования. На пути становления новой парадигмы мышления одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.
Объект исследования – формирование мировоззрения детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования – экологическая игра как средство формирования мировоззрения детей младшего школьного возраста на уроках естествознания
Цель исследования – теоретически обосновать и показать возможность использования экологической игры на уроках естествознания для формирования мировоззрения детей младшего школьного возраста.
Данная цель исследования определила постановку следующих задач:
изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблемам формирования мировоззрения младших школьников и использования экологической игры на уроках естествознания;
подобрать и апробировать экологические игры, направленные на формирования мировоззрения младших школьников;
провести диагностическое исследование.
Гипотеза исследования: мы предположили, если работу младших школьников на уроках естествознания организовывать, используя экологические игры, то это будет способствовать формированию мировоззрения, обеспечивающего понимание школьниками взаимоотношений человека с природой и осознание ими природы и общества в их целостности.
В соответствии с поставленными задачами в исследовании использовались следующие методы:
Теоретические - теоретический анализ психолого-педагогической научной литературы; изучение передового педагогического опыта; моделирование.
Эмпирические – педагогическое наблюдение за деятельностью учащихся в учебном процессе; индивидуальные беседы; диагностирование; качественный и количественный анализ результатов исследования.
Практическая значимость исследования заключается в использовании материалов данной работы в будущей профессиональной деятельности.
При разрешении выдвинутой проблемы мы опирались на научные труды: С.В. Алексеева, М. Арутюняна, В.В. Воронова, Д. Гудинга, С.Д. Дерябо, Л.П. Симоновой, В.А Сластенина, С.А Шмакова.
Опытное исследование было проведено в 3 классе на базе школы № 24 г. Иркутска. Учитель – Вострикова Любовь Андреевна. Класс работал по программе А. А. Вахрушева.