Обучение решению задач детей со слабыми математическими способностями через различные приемы поддерживающего обучения
Если Вам нужна эта дипломная работа (ВКР, дипломный проект), но с новыми данными, либо по вашему предприятию, либо по вашим требованиям, либо с изменённым планом, либо с высоким % антиплагиата, то жмите "заказать эту работу". Мы с Вами свяж
Оглавление.
Введение…………………………………………………………….с.4.
Глава 1. Обучение решению задач детей со слабыми математическими способностями……………………………….с.6.
1.1. Теоретическое обоснование процесса обучения решению задач……………………………………………………………с.6.
1.1.1.Ознакомление с содержанием задачи……………………….с.6.
1.1.2.Поиск решения задачи………………………………………..с.10.
1.1.3.Составление плана решения………………………………….с.11.
1.1.4.Объяснение и запись решения задачи……………………….с.12.
1.1.5.Проверка решения задачи…………………………………….с.13.
1.1.6.Моделирование как эффективное средство обучения решению задач………………………………………………………………….с.15.
1.2. Дети со слабыми математическими способностями……....с.20.
1.2.1. Психолого-педагогиче6ская характеристика детей со слабыми математическими способностями……………………….с.20.
1.2.2. Особенности усвоения математических знаний,
умений и навыков, учащихся со слабыми математическими способностями……………………………………………………….с.23.
1.2.2.1.Особенности построения урока в классах со слабыми математическими способностями………………………………….с.26.
Выводы по главе 1…………………………………………………..с.28.
Глава 2. Деятельность детей со слабыми математическими способностями при решении задач (поддерживающее обучение)……..……………………………………………………...с.29.
2.1. Деятельность, направленная на восприятие, переработку и хранение информации, детей со слабыми математическими способностями………………………………………………………с.29.
2.2. Усвоение детьми структуры задачи и осознание процесса решения………………………………………………………………с.37.
2.2.1.Осмысление ситуации, изложенной в задаче………………..с.37.
2.2.2.Перефразировка текста задачи……………………………….с.38.
2.2.3.Поиск плана решения задачи…………………………………с.39.
2.2.4.Выполнение плана решения………………………………….с.40.
2.2.5.Проверка решения…………………………………………….с.41.
2.3. Развитие мыслительных операций…………………………...с.42.
Выводы по главе 2…………………………………………………..с.44.
Глава 3. Исследование развития мыслительных операций у детей со слабыми математическими способностями …...…….с.45.
3.1. Констатирующий этап исследования……………………….…с.45.
3.2. Формирующий этап исследования…………………………….с.46.
3.3. Контрольный этап исследования………………………………с.50.
Заключение…………………………………………………………с.52.
Список литературы………………………………………………..с.54.
Приложение…………………………………………………………с.56.
Введение.
Главная общеобразовательная задача обучение математике – добиться овладение учащимися системой доступных математических знаний, умений и навыков, необходимых в повседневной жизни и в будущей профессии, так прочно, чтобы они стали достоянием учащихся на всю жизнь.
Решение задач помогает раскрыть основной смысл арифметических действий, конкретизировать их, связать с определенной жизненной ситуацией. Задачи способствуют усвоению математических понятий, отношений, закономерностей. В этом случае они, как правило, служат конкретизации этих понятий и отношений, т.к. каждая сюжетная задача отражает определенную жизненную ситуацию.
В любом классе учителю в работе приходится варьировать с учениками высокого интеллекта, а так же с учениками средних и слабых способностей. В данной работе идет речь об обучении математике детей со слабыми способностями.
Так, в исследованиях К.А. Михальского, М.И. Кузьмицкой, О.П. Смалюги, М.Н. Перовой, А.А. Хилько, Р.А. Исенбаевой, А.А. Эк, Г.М. Капустиной, И.Б. Зыкмановой и др, разработана методика обучения решению задач детей со слабыми математическими способностями.
При решении задач у детей со слабыми математическими способностями развивается произвольное внимание, наблюдательность, логическое мышление, речь, сообразительность. Решение задач способствует развитию таких процессов познавательной деятельности, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.
В процессе решения задач учащиеся учатся планировать и контролировать свою деятельность. Овладевают приемами самоконтроля (проверка задачи, прикидки ответа, решения задачи разными способами и т.д.), у них воспитывается настойчивость, воля, развивается интерес к поиску решения задачи.
Развитие детей со слабыми математическими способностями и их мыслительными операциями на сегодняшний день является актуальной проблемой и одним из способов развития таких детей выступает процесс решения задач.
Итак, основной подход в работе с такими детьми, так называемое поддерживающее обучение. Это поддерживающее обучение мы попытаемся раскрыть при работе над задачами в начальной школе.
Объектом моего исследования является процесс обучения решению задач.
Предметом исследования процесс обучения решению задач детей со слабыми математическими способностями.
Цель исследования – обоснование особенностей процесса обучения решению задач детей со слабыми математическими способностями и разработка приемов поддерживающего обучения.
Гипотеза исследования – в своей работе мы исходим из предположения, что если при обучении решению задач младших школьников, со слабыми математическими способностями, использовать приемы поддерживающего обучения, то это позволит ученикам лучше разобраться в задаче, что должно облегчить сам процесс решения задач.
В соответствии с изложенным выше можно выделить последующие задачи:
изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по изучаемой проблеме;
раскрыть процесс обучения решению задач и его особенности при работе с детьми, имеющие слабые математические способности;
рассмотреть способности детей, у которых возникают трудности при решении задач;
разработать и апробировать приемы поддерживающего обучения на разных этапах решения задач.
Методологическую основу составили:
- Исследования процесса обучения решению задач в работах К.А. Михальского, М.И. Кузьмицкой, О.П. Смалюги, М.Н. Перовой, А.А. Хилько, Р.А. Исенбаевой, А.А. Эк, Г.М. Капустиной, И.Б. Зыкмановой;
- Психологическое основание обучения решению математических задач, представлена исследованиями психолога Е.С. Гобова;
- Теория и практика развивающего обучения представлена: исследованиями Л.В. Занкова., В.В. Давыдова, Н.Б. Истоминой.
В группу методов входили:
1. Теоретические:
а) теоретический анализ;
б) абстрагирование;
в) конкретизация;
2. Эмпирические:
а) рабочие, частные: анализ результатов деятельности, наблюдение, опрос (устный и письменный), статистические методы обработки данных;
б) комплексные: обследование, изучение и обобщение результатов работы.