Организация психологической помощи в случаях школьной дезадаптации учащихся 1 класса
Если Вам нужна эта дипломная работа (ВКР, дипломный проект), но с новыми данными, либо по вашему предприятию, либо по вашим требованиям, либо с изменённым планом, либо с высоким % антиплагиата, то жмите "заказать эту работу". Мы с Вами свяж
Содержание
Введение……………………………………………………………… стр. 3.
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы организации психологической помощи в случаях школьной дезадаптации учащихся первого класса.
1.1 Понятие школьной дезадаптации ……………………………… стр. 5.
1.2 Проблемы младшего школьного возраста……………………… стр. 15.
1.3 Организация психологической помощи дезадаптированным детям первого класса………………………………………………………… стр. 22.
Выводы………………………………………………………………… стр. 31.
Глава 2. Исследование проявлений школьной дезадаптации у учащихся первого класса.
2.1 Методика и диагностическое исследование школьной дезадаптации учащихся первого класса………………………………………………стр. 32.
2.2 Организация опытно – экспериментальной работы по снижению школьной дезадаптации………………………………………………..стр. 38.
2.3 Анализ результатов опытно – экспериментальной работы…….. стр. 47.
Выводы………………………………………………………………….стр. 52.
Заключение……………………………………………………………. стр. 53.
Литература………………………………………………………………стр. 55.
Приложение…………………………………………………………… стр. 58.
Введение
Современное состояние общества, обусловленное ростом темпов жизни, увеличением объема информации, кризисными явлениями в природе, обществе и семье, показывает острую необходимость психологической помощи человеку на всех этапах его развития.
Актуальность проблемы определяется задачами оптимизации первоклассников к учебной деятельности. Именно в начальный период обучения у детей закладывается фундамент системы знаний, которые пополняются в дальнейшие годы, в то же время формируются умственные и практические операции, действия и навыки, без которых невозможно последующее обучение и практическая деятельность. Отсутствие этого фундамента, начальных знаний и умений приводит к трудностям в усвоении программы средних классов; в результате такие дети выпадают из обучения.
Подобного положения можно избежать, оказав ребенку своевременную и адекватную его возможностям психологическую помощь, но для этого необходимо знать причины школьной дезадаптации, установить какие из них действуют в конкретном случае и уметь или устранить, или корректировать их последствия.
Отечественные психологи под школьной дезадаптацией понимают только те нарушения и отклонения, которые возникают под влиянием самой школы, т. е. связанные прямо или косвенно с учебной деятельностью, с учебными успехами, с поведением ребенка в школе или дома при выполнении школьных заданий.
Изучением проблемы школьной дезадаптации занимались
Л. С. Выготский, Н. Р. Битянова, И. В. Дубровина, Г. Ф. Кумарина, Р. В. Овчарова, М. М. Безруких, С. П. Ефимова, С. А. Беличева, В. Е. Каган и др.
Проблема школьной дезадаптации в психолого - педагогической литературе рассматривается ни как отдельная, а рамках исследования особенностей психического и личностного развития детей младшего школьного возраста.
Существуют несколько подходов к пониманию школьной дезадаптации (Г. Ф. Кумарина, М. М. Безруких, Р. В. Овчарова, С. А. Беличева, В. Е. Каган). Однако, в своем исследовании мы в большей степени будем опираться на подход Р. В. Овчаровой, Г. Ф. Кумариной и М. М. Безруких.
В связи с этим цель нашего исследования состоит в разработке и апробации программы психологической помощи учащимся превого класса, направленной на снижение и устранение проявлений школьной дезадаптации.
Данная цель исследования определила постановку следующих задач:
1) Изучить психолого – педагогическую литературу по проблеме школьной дезадаптации, коррекционной работы с дезадаптированными детьми младшего школьного возраста.
2) Подобрать методику исследования и проведение диагностического обследования.
3) Провести экспериментальную апробацию коррекционно – развивающей программы.
4) Разработать рекомендации для учителей и родителей по снижению школьной дезадаптации.
Объектом исследования является проявления школьной дезадаптации.
Предметом исследования является организация психологической помощи, направленной на снижение проявлений школьной дезадаптации.
Гипотеза исследования: если целенаправленно организовать психологическую помощь учащимся первого класса, включающую все необходимые элементы полноценной формирующей среды: эмоциональный, рефлексивный, мотивационный, смыслообразующий и т.д., возможно снижение проявлений школьной дезадаптации.
В соответствии с поставленными задачами в исследовании использовались следующие методы:
теоретические – теоретический анализ психолого – педагогической литературы и результатов исследования;
эмпирические – педагогическое наблюдение за деятельность учителя и учащимися в учебном процессе, опрос, специальные задания;
методы статистической обработки результатов исследования.
Структуру работы составляют:
- введение;
- Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы организации психологической помощи в случаях школьной дезадаптации учащихся первого класса.
- Глава 2. Исследование проявлений школьной дезадаптации у учащихся первого класса.
- заключение;
- литература;
- приложения.
Исследование проводилось на базе школы №70 ИГПК №1, в эксперименте приняли участие учащиеся 1«а» класса, в количестве 22 человек.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная нами коррекционно – развивающая программа может быть использована в профессиональной деятельности психолога начальной школы.