Организация учебно-познавательного этапа работы над задачей в процессе обучения решению задач младших школьников
Если Вам нужна эта дипломная работа (ВКР, дипломный проект), но с новыми данными, либо по вашему предприятию, либо по вашим требованиям, либо с изменённым планом, либо с высоким % антиплагиата, то жмите "заказать эту работу". Мы с Вами свяж
Содержание
Введение……………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретическое обоснование процесса обучения решению задач младших школьников………………………….5
1.1. Сущность понятий «задача», «решение задачи» в начальном курсе математики……………………………………………….5
1.1.1. Общая характеристика типов умения решать задачи…………8
1.2. Методические подходы к формированию умения решать задачи………………………………………………………….10
1.3. Методика обучения решению задач младших школьников.18
1.3.1. Ознакомление с содержанием задач……………………………20
1.3.2. Поиск решения задач…………………………………………….21
1.3.3. Решение задач……………………………………………………23
1.3.4. Проверка решения задач………………………………………...26
1.4. Учебно-познавательный этап работы над задачей в процессе ее решения…………………………………………………….29
Вывод по главе 1…………………………………………………..44
Глава 2. Организация и содержание учебно-познавательного этапа работы над задачей………………………………………...47
2.1. Констатирующий этап исследования…………………………47
2.2. Формирующий этап исследования……………………………48
2.3. Контрольный этап исследования……………………………...56
Заключение…………………………………………………………58
Список литературы………………………………………………..61
Приложение………………………………………………………...63
Введение.
Главное общеобразовательная задача обучение математики – добиться овладения учащимися системой доступных математических знаний, умений и навыков, необходимых в повседневной жизни и в будущей профессии, так прочно, чтобы они стали достоянием учащихся на всю жизнь.
Решение задач помогает раскрыть основной смысл арифметических действий, конкретизировать их, связать с определенной жизненной ситуацией. Задачи способствуют усвоению математических понятий, отношений, закономерностей. В этом случае они, как правило, служат конкретизации этих понятий и отношений, так как каждая сюжетная задача отражает определенную жизненную ситуацию.
Поэтому одной из важнейших целей обучения математики является формирование умения решать задачи. Это одна из наиболее сложных, а может быть и самая сложная проблема, с которой сталкивается учитель при обучении детей данного предмета. И это естественно, так как решение задач вообще и математических в частности в принципе процесс творческий, требующий продуктивного подхода, проникновения скрытые в каждой задаче связи и зависимости, которые зачастую могут быть необычными, нестандартными, а иногда и уникальными.
Учителя могут развивать мыслительную деятельность учащихся, как при решении задач, так и на каждом этапе процесса решения задач. Каждый этап в решении задач имеет большое значение. Но один этап иногда упускают и считают не слишком значимым - это учебно-познавательный этап.
Принимая во внимание все сказанное, становиться ясным мотив выбора данной темы для выпускной квалификационной работы и ее актуальностью: она продиктована тем, чтобы учащийся умел решать любую задачу. Как это сделать? Необходимо раскрыть методические приемы, помогающие детям придти к обобщению. Это происходит на учебно-познавательном этапе работы над задачей.
Объектом исследования является процесс обучения решению задач младших школьников.
Предметом исследования – организация учебно-познавательного этапа в процессе решения задач младшими школьниками в начальных классах.
Цель исследования - выявить психолого-педагогические и методические пути организации учебно-познавательного этапа работы над задачей.
Гипотеза исследования - в своей работе мы исходим из предположения, что если выполнять приемы учебно-познавательного этапа в работе над задачей, то можно облегчить процесс решения задач младших школьников и научить их решать любые текстовые задачи.
В соответствии с изложенным выше можно выделить последующие задачи:
-изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по изучаемой проблеме;
-выявить сущность методических подходов к формированию умения решать задачи;
-выявить методические приемы, которые помогут детям придти к обобщению;
-апробировать методические приемы работы над задачей на учебно-познавательном этапе.
Методологическую основу составили:
1) Исследования процесса обучения решению задач в работах С.Е.Царевой, Л.М.Фридмана, Д. Пойа, Ю.М. Колягин, В.И.Крупич.
2) Теория и практика представлены исследованиями: по традиционной системе М.А.Бантовой; по развивающей – Н.Б.Истоминой.
Методы исследования:
Теоретические: анализ литературы, моделирование,
Эмпирические: обработка и анализ результатов, обобщение.