Проведение опытов на уроках естествознания как средство ознакомления школьников с окружающим миром
Если Вам нужна эта дипломная работа (ВКР, дипломный проект), но с новыми данными, либо по вашему предприятию, либо по вашим требованиям, либо с изменённым планом, либо с высоким % антиплагиата, то жмите "заказать эту работу". Мы с Вами свяж
Содержание
Введение……………………………………………………………..……………3
ГлавI. Теоретическое обоснование проведения опытных и лабораторных работ в курсе «Окружающий мир»……………………………………………6
1.1. Особенности курса «Окружающий мир» и современные программы по естествознанию………………………………………………………………...….6
1.2. Возрастные особенности младших школьников…………………….……18
1.3.Методика организации и проведения опытов по естествознанию
в начальной школе………………………………………………………...……..22
Выводы по I главе…………………………………………………………….….41
Глава II . Организация и проведение опытной работы в период преддипломной практики…………………………………………….……….42
2.1. Результат опытной работы на констатирующем этапе…………..……….42
2.2. Разработка программ формирующего этапа опытной работы…………...45
2.3. Анализ результатов опытно – экспериментальной работы………………51
Вывод по II главе………………………………………………………………...52
Заключение……………………………………………………………………...54
Литература………………………………………………………………………55
Введение
«Окружающий мир» как учебный предмет имеет большие возможности для образования и воспитания школьников.
Современное общество нуждается сейчас в человеке, способном самостоятельно мыслить, быть готовым как к индивидуальному, так и к коллективному труду, осознавать последствия своих поступков для себя, для других людей и для окружающего мира.
Начальная школа закладывает основы естественнонаучной грамотности школьников. Большое значение имеют практические методы обучения природоведения. Практические методы способствуют наилучшему изучению предметов, объектов и явлений. К данным методам относятся наблюдение, проведение лабораторных опытов, работы по определению и описанию объектов, работы с приборами, в уголке живой природы и на учебно-опытном участке.
Внедрение исследовательского метода в педагогическом процессе определяет необходимость использовать такой метод, как опыт.
Педагогическая ценность опытов обусловлена главным образом тем, что при их выполнении обеспечивается единство знаний, умений и навыков школьников, воспитывается их самостоятельность и любознательность.
По сравнению с простыми наблюдениями опыт является более сложной формой изучения природы, так как он предполагает:
1. В искусственных условиях вне непосредственного общения с природой воспроизводить явления природы, определять особенности объектов.
2. Создание подготовленных условий для его проведения.
3. Формирование умения соотнести наблюдаемые в опыте явления и процессы с тем, что происходит в природных условиях, делать выводы и обобщения. Опыты формируют у учащихся материалистическое понимание фактов и явлений природы, воспитывают наблюдательность, мышление, речь школьника, а также их активность.
Таким образом, опыт является средством ознакомления младших школьников с окружающим миром.
Актуальность исследования обусловлена потребностью в практическом изучении явлений природы, т.к. с приобретением одновременно теоретических знаний, происходит формирование практических умений и навыков. На лабораторных работах идет соединение органов чувств с органами движения. Осязая предметы, учащиеся полнее используют их свойства, лучше познают окружающий мир.
Тема дипломной работы «Проведение опытов на уроках естествознания, как средство ознакомления младших школьников с окружающим миром».
Цель дипломной работы – разработать серию опытов и теоретически обосновать важность проведения их для ознакомления младших школьников с окружающим миром.
Объект исследования: процесс ознакомления младших школьников с окружающим миром.
Предмет исследования: проведение опытов и лабораторных работ на уроках естествознания с целью ознакомления младших школьников с окружающим миром.
Гипотеза: предполагаем, что проведение опытов на уроках естествознания является важным средством ознакомление младших школьников с окружающим миром.
Данная цель исследования определила постановку следующих задач:
1. Проанализировать психолога–педагогическую литературу и передовой педагогический опыт по обозначенной проблеме.
2. Разработать и апробировать серию опытов.
3. Провести диагностическое исследование.
В соответствии с поставленными задачами в исследовании использовались следующие методы:
1. Теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы по изучаемой теме, проектирование результатов.
2. Эмпирические: анкетирование, сравнение, обобщение, беседа и наблюдение.
База исследования МОУ СОШ №19, 2 «В» класс в количестве 21 человек. Сроки: апрель 2005 год.
Практическая значимость: данное исследование может быть применимо на практике учителями школы, а также студентами при проведении пробных уроков, которые помогут учителю познакомить детей с окружающем миром.
Структура работы:
Введение. Во введении раскрывается значимость опытов на уроках окружающего мира, обосновывается выбор темы исследования, определяется объект и предмет, сформулированы цель, задачи, указаны методы, используемые при исследовании, прописана структура работы.
1. глава. В первой главе раскрывается теоретическое обоснование проведения опытных и лабораторных работ в курсе « Окружающий мир», возрастные особенности младших школьников, методика организации и проведение опытов по естествознанию.
2. Во второй главе раскрывается организация и проведение опытных работ в период преддипломной практики. Результаты опытной работы на констатирующем этапе, разработка программ формирующего этапа опытной работы, анализ результатов опытно – экспериментальной работы.
Заключение. В заключении формируются общие выводы по результатам проведения опытов по естествознанию в начальной школе, как средство ознакомления младших школьников с окружающим миром.
Литература.
Данная проблема в различных аспектах изучаются учеными, отечественными педагогами и непосредственно экологическими педагогами: С.Т. Шатский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, М.П. Щетинина, С.Д. Дерябо, В.А. Ясвина, Е.В. Дзятковского, А.Н. Захлебный, И.Ф. Зверева, А.А. Плешакова, А.А. Вахрушева и др.