Продуктивные приемы обучения решению задач как средство развития логического мышления младших школьников
Если Вам нужна эта дипломная работа (ВКР, дипломный проект), но с новыми данными, либо по вашему предприятию, либо по вашим требованиям, либо с изменённым планом, либо с высоким % антиплагиата, то жмите "заказать эту работу". Мы с Вами свяж
Содержание
Введение………………………………………………………………………......3
Глава 1. Теоретическое обоснование развития логического мышления в психолого-педагогической литературе…………………………………….…5
1.1. Мышление как психический процесс, его виды…….……………….……5 1.2. Мыслительные операции, факторы процесса решения задач…….….……9
1.3.Особенности развития мышления у детей младшего школьного возраста……………………………………………………………………………...…..14
Выводы по главе 1 …………………………….……………………...….……...16
Глава 2. Развитие логического мышления младших школьников через использование продуктивных приемов обучения решению задач на уроках математики………………………………………………….………….….18
2.1. Возможности продуктивных приемов при формировании логического мышления через решение задач на уроках математики…………………........18
2.2. Продуктивные приемы при работе над задачей…………………………..19
2.3. Анализ учебников математики начальной школы………………………..46
Выводы по главе 2 ………………………………………………………………48
Глава 3. Методика организации и проведения опытно-экспериментальной работы……………………………….………………….49
3.1. Задачи и результаты констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы…………………………………………………………………………….49
3.2. Продуктивные приемы при работе над задачей для развития логического мышления (формирующий этап опытно-экспериментальной работы)…...…53
3.3. Методика организации контрольного этапа опытно-экспериментальной работы…………………………………………………………………………….55 Выводы по главе 3..……………………………………………………………...59
Заключение…………………………………………………………….………..61
Список литературы………………………………………………………….…62
Приложение……………………………………………………………………..65
Введение
В основу написания этой работы легла проблема развития логического мышления у младших школьников.
В настоящее время в связи с реформой школьного обучения особую актуальность приобретает проблема развития мышления младшего школьника; способность к анализу, синтезу, сравнению, обобщению, умению четко и ясно излагать вои мысли.
Главным механизмом формирования логического мышления являются действия, операции. Вне действий понятия не могут быть ни усвоены, ни применяемы к решению задач. Они не могут быть переданы ученику в готовом виде, а только сформированы на основе собственной деятельности ученика.
Работа с задачей на уроках математики способствует развитию логического мышления школьника. Это достигается путем использования продуктивных приемов при работе с ней. Продуктивные приемы, влияющие на развитие логического мышления, описаны в данной работе.
Объектом данной работы является развитие логического мышления младших школьников. Предмет: продуктивные приемы обучения младших школьников решению задач на уроках математики как средство развития логического мышления.
Цель: определить влияние продуктивных приемов при решении задач в начальной школе на развитие логического мышления учащихся.
Цель определила следующие задачи:
1.Рассмотреть вопрос развития логического мышления в психолого-педагогической и методической литературе.
2.Выявить степень изученности влияния продуктивных приемов при решении задач на развитие логического мышления младших школьников через использование продуктивных приемов.
3.Экспериментальным путем выяснить эффективность применения продуктивных приемов при формировании умения решать задачи.
Гипотеза: если применять в процессе обучения младших школьников решению задач продуктивные приемы, то это будет способствовать развитию логического мышления.
Теоретической основой данной работы явились труды Немова Р.С., Крутецкого В.А. , Истоминой Н.Б., Бантовой М.А., Аргинской И.И.
База исследования: 3 «А» класс средней школы №80 города Иркутска. Сроки проведения исследования: с 4 по 30 апреля 2005 года.
В процессе написания данной работы использовались следующие методы:
- теоретические - анализ методической, дидактической, психологической литературы и результатов исследований, мысленный эксперимент;
- эмпирические - педагогическое наблюдение за деятельностью учителей и учащихся в учебном процессе, методический эксперимент; индивидуальные беседы; изучение продуктов деятельности младших школьников, качественный и количественный анализ результатов исследования.
- проектирование - составление и написание конспектов урока, фрагментов урока, таблиц.
Практическая значимость опытной работы заключается в использовании материалов данной работы на уроках математики в будущей профессиональной деятельности.
Данная работа состоит из введения, трех глав, списка литературы и приложения.