Психологическая готовность к школьному обучению как условие успешной адаптации первоклассника
Если Вам нужна эта дипломная работа (ВКР, дипломный проект), но с новыми данными, либо по вашему предприятию, либо по вашим требованиям, либо с изменённым планом, либо с высоким % антиплагиата, то жмите "заказать эту работу". Мы с Вами свяж
Содержание
Стр.
Введение………………………………………………………………………………......... 3
Глава I. Теоретические основы проблемы зависимости адаптации к школе готовности к школьному обучению…………………………………………………...... 6
1.1. Факторы влияющие на процесс адаптации первоклассника……………………... 6
1.1.1. Психолого-педагогические и социальные факторы…………………………….. ..6
1.1.2. Психофизиологические факторы ……………………………………………….... 11
1.2. Педагогические и психологические аспекты готовности к школьному обучению……………………………………………................................................ 15
1.2.1. Психологическая и педагогическая готовность к школе………………………... 15
1.2.2. Компоненты психологической готовности ………………………….…………... 18
1.3. Зависимость адаптации первоклассника от его психологической готовности к школе ……………………………………………………………….. 24
Глава II. Опытно-экспериментальная работа, направленная на определение зависимости адаптации первоклассника от уровня его готовности к школьному обучению………………………………………………………………………………….. 28
2.1. Констатирующий эксперимент – диагностика готовности к школе…………….... 28
2.2. Исследование уровня адаптированности первоклассников……………………….. 35
2.3. Коррекционно-развивающая программа, направленная на развитие основных компонентов психологической готовности к школьному обучению …………………. 37
2.4. Итоговая диагностика адаптации первоклассника к школе……………………….. 40
Заключение………………………………………………………………………………. 50
Литературы………………………..……………………………………………………... 54
Приложение………………………………………………………………………………. 58
Введение
В возрасте шести-семи лет ребенок поступает в школу. Многое меняется для ребенка, у него меняется статус, появляется много обязанностей, вместо игровой ведущей деятельностью становится учебная, которая оценивается учителем. Учитель становится значимым взрослым наряду с родителями. Все эти факторы действуют на ребенка. Сможет ли ребенок справиться с ними или нет, сможет ли он адаптироваться к школе, пройти этот путь без особых потерь. На наш взгляд успешность адаптации первоклассника будет напрямую зависеть от психологической готовности ребенка к школьному обучению.
В работе раскрывается проблема психологической готовности ребенка к школе и ее влияние на адаптацию первоклассника. Данная проблема рассматривалась такими авторами как И.В. Дубровина, Л.А. Венгер, А.Л. Венгер, Н.И. Гуткина, Е.Е. Кравцова, Г.А. Цукерман, В.С. Мухина, Л.Ф. Обухова, Е.О. Смирнова, Т.Д. Марцинковская, Г.А. Урунтаева. Но проблема продолжает оставаться актуальной, несмотря на достаточную изученность, т.к. не все первоклассники даже к концу учебного года адаптируются к школьным условиям. И эта проблема не перестает волновать родителей, учителей и школьных психологов. Ведь от адаптации зависит как психофизиологическое здоровье школьника, так и его успеваемость.
Практическая значимость нашей работы заключается в том, что данные, полученные в ходе исследования по данной проблеме, а так же разработанная программа могут использовать в своей работе школьные психологи, учителя и родители.
Объектом нашего исследования является процесс адаптации ребенка-первоклассника.
Предметом исследования является психологическая готовность к обучению в школе как условие успешной адаптации к школе.
Гипотеза: мы предполагаем, что если первоклассник психологически готов к школьному обучению, то адаптация к школе будет успешной.
Для определения верности построенной гипотезы мы поставили следующую цель: определить зависимость процесса адаптации первоклассника от психологической готовности к школе.
Для реализации поставленной цели необходимо осуществление следующих задач:
1. Анализ литературы по проблеме адаптации к школе.
2. Анализ литературы по проблеме психологической готовности к школьному обучению.
3. Составление и осуществление программы опытно-экспериментальной работы.
4. Формулирование результатов, выводов и рекомендаций по обозначенной проблеме.
Теоретической основой работы по готовности к школе являются труды Л.А. Венгера, А.Л. Венгера, И.В. Дубровиной, И.Ю. Кулагина, а по адаптации к школе труды Н.И. Гуткиной, В.С. Мухиной.
Базовыми понятиями нашего исследования являются психологическая готовность к школьному обучению и адаптация к школе. Существует несколько определений данных понятий.
И.Ю. Кулагина определяет психологическую готовность к школе как сложное образование предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер произвольности. Она выделяет – личностную и интеллектуальную.
Психологическая готовность к школьному обучению по Р.С. Немову это достижение определенного уровня развития познавательных способностей, такая подготовка включает обеспечение достаточно высокого уровня воспитанности личностных качеств, умение общаться и взаимодействовать с людьми.
Придерживаясь мнения И. В. Дубровиной, мы определяем понятие психологической готовности к школе как сложное образование, представляющее собой целостную систему взаимосвязанных качеств: особенностей мотивации, сформированности механизмов произвольной регуляции действий, достаточного уровня познавательного, интеллектуального и речевого развития, определенного типа отношений со взрослыми и сверстниками.
А.Г. Хрипкова определяет адаптацию как приспособление к изменившимся условиям жизни и деятельности ребенка при поступлении в школу, при вхождении в новый коллектив.
«Психологическая адаптация представляет собой приспособление личности к социальной среде» – такое определение дает педагогический энциклопедический словарь.
Адаптацию мы будем определять согласно мнения В.Ф. Сибиряковой, которая считает, что адаптация это приспособление организма и психики ребенка с приходом в школу к новым требованиям жизни, к новому стилю общения со взрослыми и сверстниками.
В соответствии с поставленными задачами в исследовании использовались следующие методы:
Теоретические – теоретический анализ методической, дидактической, психологической литературы; мысленный эксперимент.
Эмпирические – психологическое наблюдение за деятельностью и учащихся в учебном процессе; констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент; опрос, индивидуальные беседы; изучение продуктов деятельности младших школьников, качественный и количественный анализ результатов исследования.
Метод статистического анализа результатов исследования.
Базой нашей опытно-экспериментальной деятельности явились учащиеся 1А класса МОУ СОШ № 42.