pomogutebe.ru pomogutebe.ru

Время работы: с 8:00 на 20:00 мск

8 (961) 939-09-05

Заказать обратный звонок

Психологические особенности формирования групп для совместной учебной работы младших школьников


Если Вам нужна эта дипломная работа (ВКР, дипломный проект), но с новыми данными, либо по вашему предприятию, либо по вашим требованиям, либо с изменённым планом, либо с высоким % антиплагиата, то  жмите "заказать  эту работу". Мы с Вами свяж


Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

 

Глава 1. Теоретические основы совместной деятельности в психолого – педагогической литературе. 8

 

1.1 Совместная деятельность как психологический феномен. 8

1.2. Психическое развитие ребенка в процессе совместной деятельности как критерий ее результативности. 13

1.3. Различные подходы к формированию групп для совместной учебной деятельности. 15

1.3.1. Группа как социально – психологическое явление. 15 

 1.3.2. Организация деятельности группы как фактор, обеспечивающий успешность совместной деятельности................17 

 

               1.4.. Зависимость совместной деятельности от характера             межличностных отношений ее участников........................................................19 

Выводы по теоретической главе. 23

Глава 2. Исследование способов формирования групп для совместной учебной деятельности в младшем школьном возрасте  24

2.1. Программа исследования. 24

2.2.Анализ результатов реализации программы исследования....27

                 2.3 Рекомендации для учителя начальных классов по       организации совместной учёбной деятельности младших школьников.38

Выводы по практической главе. 42

 

Заключение. 43

 

Список литературы...........................................................................45

 

Приложение...........................................................................................47 

 

 

                                                          ВВЕДЕНИЕ

 

Задолго до того, как психологи предположили, что общение со сверстниками является не менее важным фактором психического развития ребенка, чем общение со взрослыми (Т.В. Драгунова, М.И. Лисина), учителя-практики строили обучение и воспитание детей как совместное, основанное на сотрудничестве (М.Н. Скаткина, Я. Корчак). Дидактика средней школы, учитывая возрастные особенности подростков, их потребности в общении со сверстниками признала необходимость такой организации обучения на уроке, когда учитель специально  строит деловое сотрудничество школьников, выполняющих общую учебную работу (М.И. Скаткина, Т.В. Драгунова).

           Учебная деятельность младших школьников на сегодня остается менее охваченной идеей коллективизма. На уроках в начальной школе преобладает фронтальные методы работы, учебное взаимодействие разворачивается преимущественно между учителем и каждым отдельным учеником. Дети учатся рядом, но не вместе.

           Между тем именно учебная деятельность является в младшем школьном возрасте ведущей, т.е. определяет характер многих линий в развитии ребенка. А такой могучий развивающий фактор как сотрудничество со сверстниками недостаточно реализован в начальной школе.

          Для определения эффективности совместной деятельности детей в младшем школьном возрасте нужны специальные разносторонние исследования, чем и обосновывается актуальность обращения к теме «Психологические особенности формирования групп для совместной учебной работы младших школьников»

 

         Объектом исследования является совместная учебная деятельность детей младшего школьного возраста.

 

         Предметом выступают психологические особенности формирования групп для совместной учебной деятельности младших школьников.

 

        Цель исследования заключается в разработке и апробации моделей формирования групп для совместной учебной деятельности младших школьников, обосновании эффективных моделей совместной деятельности.

 

        Проблема, цель, предмет исследования определили его задачи:

  1. Теоретически обосновать сущность, структуру, критерии совместной деятельности.
  2. Раскрыть условия психического развития ребенка в процессе совместной учебной деятельности.
  3. Выявить психологические особенности формирования  групп для совместной учебной деятельности в младшем школьном возрасте.
  4. Обосновать эффективность моделей организации совместной учебной деятельности младших школьников.
  5. Разработать рекомендации для учителей по организации совместной учебной деятельности в младшем школьном возрасте.

 

          Гипотеза исследования: эффективность совместной учебной деятельности младших школьников будет зависеть от психологически       обоснованного подбора и объединения детей в подгруппы.

 

Методологической основой исследования являются: теории учебной деятельности (В.В. Давыдов); современные исследования в области субъекта совместной деятельности (Е.В. Шорохова, В.В. Рубцов); подходы к структуре совместной деятельности (Б.Ф. Ломов, В.Я. Ляудис и т.д.) и критерии ее результативности (Я.А. Пономарев, А.П. Дульчевская); исследования принципов формирования групп для совместной учебной деятельности (Е. Ф. Божович, Е.В. Ковалева).

 

          База исследования: иркутская средняя школа №24 3 «Б» класс.

          При исследовании применяются следующие методы:

-теоретические (анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования);

-эмпирические (наблюдение, тестирование);

-методы статистической обработке результатов исследования;

-анализ продуктов деятельности;

-психолого-педагогический эксперимент.

 

          Практическая значимость исследования состоит в том, что

-апробированы модели организации детей для совместной учебной деятельности;

-определены основные условия эффективного объединения детей в группы для совместной учебной деятельности;

-разработаны рекомендации для учителей и практических психологов по формированию групп для совместной учебной деятельности младших школьников.

 

         В первой главе «Теоретические основы совместной деятельности в психолого-педагогической литературе» актуализируются такие понятия как «совместная деятельность»,  «групповая деятельность», «общение», «взаимодействие».

        Анализ теоретических и экспериментальных исследований совместной деятельности свидетельствует о широком спектре представлений о ней.

        Подход к решению вопросов структуры и процесса совместной деятельности в значительной степени определяется позицией автора. По мнению Б.Ф. Ломова совместная деятельность относится к отдельным актам общения, а, следовательно, ее структура и  процессуальные характеристики могут быть определены как циклы общения. Цикл начинается с выявления задачи в своде взаимодействий и завершается согласованием индивидуальных решений.

          В исследованиях  Я. Яноушека, А.В. Беляевой, В.Я. Ляудис структура совместной деятельности определяется через структуру и формы взаимодействия ее участников. Анализируя работу данных авторов, следует отметить, что одни из них взаимодействие определяют и оценивают через показатели общения, другие – рассматривают как акт в структуре совместной деятельности, у третьих – взаимодействие не входит в структуру совместной деятельности, а осуществляется как ее сопровождение.

         В работе В.Я. Ляудиса взаимодействие включается в процесс совместной деятельности, как ее единицей выступает в качестве одной из целей совместной деятельности. Нормы взаимодействия рассматриваются как предмет совместной деятельности, а формы как ее средства. А.С. Чернышев рассматривает особенности взаимодействия в группе через личностные отношения.

         В работах Р.Славина структура совместной деятельности характеризуется через формы кооперации, а Л. Доуб определяет кооперацию как стремление всех членов группы к общей цели. В.В.Рубцов рассматривает процесс совместной деятельности как координацию действий и операции участников, выделяя следующие ее составляющие: распределение действий, обмен способами действия, взаимопонимание. Коммуникацию и рефлексию автор рассматривает как средства, обеспечивающие осуществление совместной деятельности.

 

    На основании вышесказанного можно сделать следующие выводы:

1. Подходы к исследованию структуры совместной деятельности неоднозначны.

2. В нашем исследовании мы опираемся на подход В.В. Рубцова

3. Категории взаимодействия, кооперации, сотрудничества используется в равной степени, как объяснительные при анализе совместной деятельности.

4. Несмотря на все многообразие исследования совместной деятельности, их схема может быть соединена в следующем: совместная деятельность задается изначально с помощью инструкций, задачи, разделения функций, а далее изучаются различные внутригрупповые феномены, в первую очередь взаимодействие, влияющее на успеваемость

       Теоретический анализ критериев результативности совместной деятельности позволяет выделить следующие:

-результативность совместной деятельности оценивается по ее конечному продукту (рассматривается оригинальность решения, объем выполненной работы, количество заданий за определенное время);

-результат совместной деятельности – развитие группы (характер межличностных отношений в группе, взаимодействие как показатель коллективообразования);

-результат совместной деятельности -  индивидуальное развитие, которое рассматривается как личностное и интеллектуальное развитие ее участников.

          Я.Л. Коломинский и Б.П. Жизневский обосновали эффекты совместной деятельности – как соединение предметного, личностного и социально-психологического результата.

Для продуктивной организации совместной учебной деятельности важно учитывать возрастные особенности участников. Психологи подтверждают тот факт, что обучение в группах, которые сформированы для совместной учебной деятельности эффективно в младшем школьном возрасте тем, что дети работая над одной и той же проблемой, несут ответственность за выполнение своего компонента задания. Так же у младших школьников развиваются навыки общения и когнитивная сфера, дети обмениваются знаниями, тем самым получают недостающую информацию.

          Для большинства работ характерно представление, что совместная деятельность обеспечивается определенным сочетанием внешних условий, спецификой и задачами, инструкциями, подбором участников по индивидуальным особенностям и межличностным отношениям. Это положение легло в основу практического исследования способ формирования групп для совместной учебной деятельности младших школьников.

         За основу деления детей на группы были взяты следующие индивидуальные характеристики:

-тип нервной системы ребенка;

-принадлежность к полу;

-самооценка ребенка;

А также:

-социальный статус детей;

-успеваемость учащихся.

 

         Во второй главе «Исследование способов формирования групп для совместной учебной деятельности в младшем школьном возрасте» приводятся результаты исследования психолого–педагогического эксперимента, по указанной проблеме, проведенного в период с 4 по 30 апреля 2005 года, на базе школы №24 г. Иркутска , 3 «б» класса.

 

         По результатам нашего исследования были составлены методические рекомендации для учителей начальных классов, интересующихся проблемой организации совместной учебной деятельности детей начальной школы. В них мы отразили возможности учителя в проведении предварительной диагностической работы, аналогичной  нашей, а также акцентировали внимание на моментах успешной совместной учебной деятельности учащихся в условиях различных объединений в группы и обозначили области возможных затруднений при организации данной работы.


Возврат в Дипломные работы  Заказать эту работу