pomogutebe.ru pomogutebe.ru

Время работы: с 8:00 на 20:00 мск

8 (961) 939-09-05

Заказать обратный звонок

Работа с историческими документами в 6х классах как средство формирования исторических знаний


Если Вам нужна эта дипломная работа (ВКР, дипломный проект), но с новыми данными, либо по вашему предприятию, либо по вашим требованиям, либо с изменённым планом, либо с высоким % антиплагиата, то  жмите "заказать  эту работу". Мы с Вами свяж


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

 

ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ6

У УЧАЩИХСЯ 6 КЛАССА.. 6

1.1. Исторические знания и их виды.. 6

1.2. Источники формирования исторических знаний. 13

1.3. Условия усвоения исторических знаний. 18

1.4. Возрастные и психологические особенности учащихся 6 класса. 26

ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ. 32

 

ГЛАВА 2. ДОКУМЕНТЫ И РАБОТА С НИМИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ

2.1. Документы, их виды, критерии отбора, их роль в процессе

усвоения исторических знаний. 33

2.2. Методика работы с историческими документами. 38

ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ. 43

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 44

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 46

 

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Процесс обучения истории в основной школе базируется на получении исторических знаний, опирающихся на ряд принципов, положения которых определяют деятельность учителя и характер познавательной деятельности учащихся.

В современной педагогике проблема построения исторических знаний является дискуссионной. Ученые предлагают различные пути, способы и формы обучения для их достижения. Один из способов решения этой проблемы опирается на принцип научности построения исторического знания. В реализации этого принципа при обучении истории немаловажную роль играет использование исторических документов, выступающих в качестве источников получения исторических знаний, что способствует повышению эффективности урока. Применение документов содействует конкретизации исторического материала, созданию ярких образов и картин прошлого, что, в свою очередь, способствует повышению интереса к изучению истории. У учеников активизируется процесс мышления и воображения, вырабатывается умение самостоятельной работы. Все это способствует более полному усвоению исторических знаний и развитию научного исторического сознания.

В настоящее время открываются широкие возможности для использования исторических документов на уроках истории, это связано с демократизацией общества, открытием доступа в засекреченные архивы. Много из недоступного ранее для широкой публики в настоящее время публикуется в периодической печати, что предполагает использование этого материала на уроках истории.

Задача учителя истории состоит в том, чтобы отобрать наиболее значимые, достоверные и играющие ключевую роль в процессе обучения истории документы.

Правильно отобранные документы помогают более точно и ярко проследить процессы развития общества, способствуют лучшему усвоению исторических знаний, что в конечном итоге повышает эффективность урока.

Это послужило основанием для выбора темы выпускной квалификационной работы.

Объект работы: Процесс формирования исторических знаний на уроках истории в 6х классах.

Предмет работы: Использование исторических документов в процессе формирования исторических знаний на уроках истории в 6х классах.

Цель работы: Показать возможности применения исторических документов как средства формирования исторических знаний у учащихся 6х классов на уроках истории.

Задачи:

  1. Изучить литературу по данному вопросу.
  2. Рассмотреть виды исторических знаний и источники их формирования.
  3. Рассмотреть документы в качестве источника исторических знаний и определить критерии их отбора.
  4. Осуществить отбор документов и использовать их в качестве средства формирования исторических знаний на уроках истории в 6х классах.

Методической основой работы послужили положения современных концепций образования, в том числе школьного исторического образования, развития личности, личностно-деятельностного подхода к ее формированию, принципы демократизации и гуманизации этого процесса.

Использован комплекс методов: анализ педагогической и методической литературы; изучение школьной практики, наблюдение, анализ личного опыта работы в период практики, количественный и качественный анализ полученной информации.

Анализ литературы показал, что известные ученые, методисты по-разному рассматривают работу с историческими документами на уроках истории. Например, М.Н.Коваленский и А.Ф.Гартвич уделяли больше внимания лабораторным занятиям по истории – самостоятельных занятий учащихся на основе исторических документов. [2, с.276] А вот профессор М.М.Стасюлевич в 1868 году высказал мысль, что для исторического развития учащихся гораздо большее значение имеет знакомство ребят с документом.

Однако большинство методистов, таких как И.В.Гиттис, В.Г.Карцев, А.И.Вагин, П.В.Гора, Ф.П.Коровкин, и другие, считают, что не желательно строить все занятия в школе на изучении только документов. Их нужно привлекать как вспомогательное средство в процессе формирования исторических знаний.

Основной базой педагогической практики явилась школа №80 г.Иркутска. Работа проводилась в период 2001-2003 гг. и включала в себя следующие этапы.

Первый этап был посвящен изучению и анализу данной работы в теории и практике. Изученный материал позволил определить цель и задачи, предмет и объект работ, выводы, сформировать основные теоретические положения, конкретизировать программу практики. Полученный материал был оформлен в курсовой работе.

Второй этап позволил апробировать методику работы с историческими документами на уроках истории в 6 классе. Основной информационной и опытной базой работы стала школа №80 г.Иркутска. Реализация программы сопровождалась выводами о том, как с помощью исторических документов можно формировать исторические знания.


Возврат в Дипломные работы  Заказать эту работу