Развитие речи дошкольника как фактор его интеллектуальной готовности к школе
Если Вам нужна эта дипломная работа (ВКР, дипломный проект), но с новыми данными, либо по вашему предприятию, либо по вашим требованиям, либо с изменённым планом, либо с высоким % антиплагиата, то жмите "заказать эту работу". Мы с Вами свяж
Содержание
Введение ....................................................................................................... 3
Глава I. Теоретическое рассмотрение проблемы готовности ребёнка к школе в психолого-педагогической литературе.................................................... 5
1.1. Характеристика компонентов интеллектуальной готовности к школе 5
1.2. Речь как компонент интеллектуальной готовности.............................. 18
Глава II. Исследование сформированности и развития сторон речи дошкольников...................................................................................................................... 24
2.1. Диагностика исходного уровня развития речи дошкольников........... 26
2.2. Система развития речи дошкольников................................................. 37
2.3. Сравнительно-сопоставительный анализ развития речи дошкольников...................................................................................................................... 45
Заключение................................................................................................ 53
Литература.................................................................................................. 54
Приложение................................................................................................ 57
Введение.
Актуальность исследования.
Младший школьный возраст связан с переходом ребёнка к системе школьного обучения. Многие дети, приходя в школу, испытывают трудности в системе новых отношений. Одна из причин данной проблемы несформированность интеллектуальной сферы ребёнка, а именно её отдельного компонента – речи.
Речь, являясь средством мышления, играет одну из главных функций в усвоении учебного материала. С её помощью учащиеся устанавливают логические связи в пересказах текста, решении математических задач, для этого могут использовать слова-обобщения, выделять признаки, свойства объекта на основе его сопоставления с другими, выражать оттенки значений, сравнивать объекты; также с помощью речи овладевают приёмами обобщения и классификации, соотносят предметы по смыслу. Недоразвитие звукопроизношения и фонематической стороны речи может отразиться как на успешности процесса обучения, на усвоении письменной речи, так и на личности ребёнка. Из-за дефектов речи дети могут испытывать комплекс неполноценности. Недоразвитие лексико-грамматического строя речи напрямую связано с овладением письмом. Таким образом, необходимо вести работу по развитию речи, чтобы подготовить дошкольников к процессу обучения.
- Объектом исследования выступает интеллектуальная готовность ребёнка к школьному обучению.
- Предметом является развитие речи дошкольников, как компонента интеллектуальной готовности к школе.
- Исследуя данную проблему, мы ставим перед собой следующую цель: апробировать эффективность составленной системы упражнений по развитию речи дошкольников.
- Гипотеза: развивая речь дошкольника, можно повысить его интеллектуальную готовность к школе.
Задачи исследования:
- Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
- Определить влияние речи на интеллектуальную готовность к школе.
- Подобрать упражнения для исследования уровня развития речи дошкольников.
- Исследовать и провести статистический анализ уровня развития речи дошкольников.
- Подобрать и составить системы упражнений, способствующих развитию всех сторон речи дошкольников.
- Провести работы по развитию речи дошкольников.
Методы исследования:
- Анализ психолого-педагогических источников по теме исследования.
- Беседа.
- Диагностика развития речи в соответствии с «речевой картой».
- Методы первичной статистической обработки данных.
Базой исследования выступило десять учащихся логопедической группы МДОУ № 139. Сроки исследования 2002-2004 учебные года.
Практическая значимость исследования заключается в том, что составленную нами систему упражнений по развитию речи дошкольников могут использовать в своей практической работе воспитатели детских садов и родители, для подготовки речи учащихся к процессу обучения.
Структура и объём работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложения, списка используемой литературы и содержит 54 страницы печатного текста.