Развитие устойчивости внимания младшего школьника как условие успешности обучения
Если Вам нужна эта дипломная работа (ВКР, дипломный проект), но с новыми данными, либо по вашему предприятию, либо по вашим требованиям, либо с изменённым планом, либо с высоким % антиплагиата, то жмите "заказать эту работу". Мы с Вами свяж
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ……………………………………………………………………………3
Глава 1. Характеристика учебной деятельности младшего школьника…7
1.1. Понятие учебной деятельности младшего школьника…………………..7
1.2. Структура учебной деятельности ………………………………………...9
1.3. Взаимосвязь процесса обучения с психическим развитием
ребенка младшего школьного возраста……………………… ………….17
Выводы по 1 главе ……………………………………………………………….19
Глава 2. Психолого-педагогические аспекты внимания, как
познавательного процесса и его особенности в младшем школьном возрасте……………………………………………………………………………20
2.1. Определение понятия внимания, основные теории внимания………….20
2.2. Виды и свойства внимания ………………………………………………..23
2.3. Особенности развития внимания младшего школьника,
как одно из условий успешного обучения в школе………………………27
Выводы по 2 главе …………………………………………………………….…29
Глава 3. Исследование зависимости успешного обучения детей
в начальной школе от развития устойчивости их внимания………….….30
3.1. Организация исследовательской работы…………………………………30
3.2. Констатирующий этап …………………………………………………….30
3.3. Формирующий этап………………………………………………………..39
3.4. Контрольный этап………………………………………………………….41
Выводы по 3 главе……………………………………………………………….50
Заключение ………………………………………………………………………51
Список литературы …………………………………………………………….53
Приложение………………………………………………………………………55
Введение
Младший школьный возраст – наиболее ответственный этап школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка.
Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и во многом являются определяющими для последующих лет обучения. К концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы.
Полноценное проживание этого возраста, его позитивные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие личности ребенка как активного субъекта познания и деятельности. Таким образом, основной задачей взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста – создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка.
В работе с младшими школьниками проблема внимания является наиболее актуальной. Учителя и родители часто жалуются на «невнимательность», «несобранность», «отвлекаемость» детей. Чаще всего такую характеристику получают первоклассники. Их внимание действительно еще слабо организовано, имеет небольшой объем, плохо распределено и неустойчиво. Во многом это объясняется недостаточной зрелостью нейрофизиологических механизмов, обеспечивающих процессы внимания.
На протяжении младшего школьного возраста в формировании внимания происходят существенные изменения, идет интенсивное развитие всех его свойств: особенно резко (в 2,1 раза) увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость и сосредоточенность, совершенствуются навыки переключения и распределения. К 9-10 гг. дети становятся способны достаточно долго сохранять и выполнять произвольно заданную программу действий.
Таким образом, очень хорошо прослеживается отчетливая зависимость развития свойств внимания и его организованности, а это является факторами, непосредственно определяющими успешность обучения в младшем школьном возрасте. Как правило, хорошо успевающие школьники имеют лучшие показатели в развитии внимания. При этом специальные исследования, проведенные Дубровиной И.В. показывают, что различные свойства внимания вносят неодинаковый «вклад» в успешность обучения по разным школьным предметам. Так, при овладении математикой ведущая роль принадлежит объему внимания; успешность усвоения русского языка связана с точностью распределения внимания, а обучение чтению – с устойчивостью внимания [15; 21].
Согласно многочисленным исследованиям таких авторов, как Дубровина И.В., Давыдов В.В., Эльконин Д.Б., Выготский Л.С. и многих других; проблема успешности обучения младшего школьника целиком зависит от развития внимания, а особенно основным его свойств, таких, как устойчивость и сосредоточенность.
Именно исходя из этого современному учителю необходимо больше времени уделять развитию и формированию внимания в процессе обучения младшего школьника.
В связи с этим существует проблема взаимообусловленности внимания и характера учебной деятельности.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена потребностью современной начальной школы в улучшении результатов учебной деятельности детей младшего школьного возраста и влияние на эту успешность таких свойств внимания, как устойчивость и сосредоточенность.
Цель исследования состоит в изучении особенностей развития устойчивости внимания младшего школьника, как одно из главных условий успешного обучения в школе.
Данная цель исследования определила постановку следующих задач:
- Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме обучения детей в начальных классах на основании исследований Д.В. Давыдова, И.В. Дубровиной, Д.Б. Эльконина и др.;
- Рассмотреть сущность понятий внимание, виды и свойства внимания, особенности развития внимания детей младшего школьного возраста и определить взаимосвязь внимания и учебной деятельности;
- Выбрать наиболее рациональные и эффективные методы на развитие устойчивости внимания младшим школьником;
- Провести исследование по представленной проблеме, сопоставить полученные данные и сформулировать итоговые выводы.
Объектом исследования являются особенности учебной деятельности младших школьников.
Предмет исследования – изучение развития устойчивости внимания младшего школьника, как условие успешного обучения в начальных классах.
Гипотеза исследования: Если работу по развитию устойчивости внимания младшего школьника организовать, использовав эффективные методы и приемы, с учетом возрастных особенностей детей данного возраста, то это будет способствовать успешному развитию учебной деятельности.
В соответствии с поставленными задачами в исследовании использовались следующие методы:
Теоретические – теоретический анализ методической, дидактической, психологической литературы и результатов исследования.
Эмпирические – изучение продуктов деятельности учащихся, специальные задания.
Практическая значимость исследования заключается в использовании материалов данной работы в учебном процессе и в будущей профессиональной деятельности.
Структурно работа представлена введением, тремя главами, заключением, списком литературы и приложением.
Первая глава посвящена рассмотрению особенностей успешности детей в учебной деятельности.
Для написания первой главы мы опирались на таких исследователей, как Д.Б. Эльконин, И.В. Дубровина, М.В. Матюхина, Л.С. Выготский и др.
Проанализировав определения учебной деятельности таких авторов, как И.В. Дубровина, А.К. Маркова, мы пришли к выводу, что учебная деятельность – это деятельность субъекта, т.е. ученика, по овладению обобщенными способами учебных действий и самоизменению, самосовершенствованию в процессе решения учебных задач.
Также в первой главе мы рассматривали структуру учебной деятельности, таких авторов как Д.Б. Эльконин и И.В. Дубровина, ее компоненты: мотивы учения, учебная задача, учебные действия, контроль и оценка. Рассмотрели и изучили взаимосвязь процесса обучения с психическим развитием ребенка младшего школьного возраста.
Вторая глава характеризует психолого-педагогические аспекты внимания как познавательного процесса и особенности его функционирования в младшем школьном возрасте. Вторая глава основана на исследованиях таких ученых, как Р.С. Немов, Е.И. Рогов, А.А. Крылов, В.С. Мухина и др. Проанализировав различные понятия внимания таких авторов, как И.В. Дубровина, Р.С. Немов, А. Ребер и др., мы пришли к выводу, что внимание – это сосредоточенность сознания человека на одной информации, важной для него в данный момент и игнорирование другой не важной и не существенной.
Помимо этого, мы выделили три вида внимания (непроизвольное, произвольное и послепроизвольное) и пять свойств внимания (объем, распределение, переключаемость, устойчивость и сосредоточенность), также мы выяснили особенности развития внимания младшего школьника.
Третья глава посвящена проведению исследования зависимости успешного обучения детей в начальной школе от развития устойчивости их внимания.
Базой исследования явилась МОУ средняя общеобразовательная школа № 32, учащиеся 3 «Б» класса.
Работа была проведена в 3 этапа:
- Констатирующий этап;
- Формирующий этап;
- Контрольный этап.
На констатирующем этапе исследования была проведена работа по выявлению группы детей с низким уровнем устойчивости внимания и средним баллом по основным предметам ниже «4». Для этого были использованы ряд методик: «Методика Мюнстерберга», «Таблица Шульте» и «Кольца Ландольта», а также анализ данных классного журнала успеваемости учащихся.
По результатам этих методик, а также анализа журнала, была выявлена группа детей в составе 7 человек с низким уровнем устойчивости внимания и средним баллом по основным предметам от 2,8 до 3,9.
На формирующем этапе была проведена коррекционная работа по улучшению уровня устойчивости внимания состоящая из 6 занятий, каждое из которых включает ряд заданий и упражнений.
Далее на контрольном этапе исследования, мы провели подобные методики и, по данным результатов этих методик, мы определили, что в ходе проделанной коррекционно-развивающей работы на формирующем этапе, у детей значительно улучшились показатели уровня устойчивости внимания.