pomogutebe.ru pomogutebe.ru

Время работы: с 8:00 на 20:00 мск

8 (961) 939-09-05

Заказать обратный звонок

Развитие устойчивости внимания младшего школьника как условие успешности обучения


Если Вам нужна эта дипломная работа (ВКР, дипломный проект), но с новыми данными, либо по вашему предприятию, либо по вашим требованиям, либо с изменённым планом, либо с высоким % антиплагиата, то  жмите "заказать  эту работу". Мы с Вами свяж


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение ……………………………………………………………………………3

 

Глава 1.   Характеристика учебной деятельности младшего школьника…7

 

1.1.                Понятие учебной деятельности младшего школьника…………………..7

1.2.                Структура учебной деятельности ………………………………………...9

1.3.                Взаимосвязь процесса обучения с психическим развитием

            ребенка младшего школьного возраста……………………… ………….17

 

Выводы по 1 главе ……………………………………………………………….19

 

Глава 2.   Психолого-педагогические аспекты внимания, как

познавательного процесса и его особенности в младшем школьном возрасте……………………………………………………………………………20

 

2.1.          Определение понятия внимания, основные теории внимания………….20

2.2.          Виды и свойства внимания ………………………………………………..23

2.3.          Особенности развития внимания младшего школьника,

как одно из условий успешного обучения в школе………………………27

 

Выводы по 2 главе …………………………………………………………….…29

 

Глава 3.   Исследование зависимости успешного обучения детей

в начальной школе от развития устойчивости их внимания………….….30

 

3.1.          Организация исследовательской работы…………………………………30

3.2.          Констатирующий этап …………………………………………………….30

3.3.          Формирующий этап………………………………………………………..39

3.4.          Контрольный этап………………………………………………………….41

 

Выводы по 3 главе……………………………………………………………….50

 

Заключение ………………………………………………………………………51

 

Список литературы …………………………………………………………….53

 

Приложение………………………………………………………………………55

 

 

 

 

 

 

Введение

 

     Младший школьный возраст – наиболее ответственный этап школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка.

     Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и во многом являются определяющими для последующих лет обучения. К концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы.

     Полноценное проживание этого возраста, его позитивные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие личности ребенка как активного субъекта познания и деятельности. Таким образом, основной задачей взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста – создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка.

     В работе с младшими школьниками проблема внимания является наиболее актуальной. Учителя и родители часто жалуются на «невнимательность», «несобранность», «отвлекаемость» детей. Чаще всего такую характеристику получают первоклассники. Их внимание действительно еще слабо организовано, имеет небольшой объем, плохо распределено и неустойчиво. Во многом это объясняется недостаточной зрелостью нейрофизиологических механизмов, обеспечивающих процессы внимания.

     На протяжении младшего школьного возраста в формировании внимания происходят существенные изменения, идет интенсивное развитие всех его свойств: особенно резко (в 2,1 раза) увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость и сосредоточенность, совершенствуются навыки переключения и распределения. К 9-10 гг. дети становятся способны достаточно долго сохранять и выполнять произвольно заданную программу действий.

     Таким образом, очень хорошо прослеживается отчетливая зависимость развития свойств внимания и его организованности, а это является факторами, непосредственно определяющими успешность обучения в младшем школьном возрасте. Как правило, хорошо успевающие школьники имеют лучшие показатели в развитии внимания. При этом специальные исследования, проведенные Дубровиной И.В. показывают, что различные свойства внимания вносят неодинаковый «вклад» в успешность обучения по разным школьным предметам. Так, при овладении математикой ведущая роль принадлежит объему внимания; успешность усвоения русского языка связана с точностью распределения внимания, а обучение чтению – с устойчивостью внимания [15; 21].

     Согласно многочисленным исследованиям таких авторов, как Дубровина И.В., Давыдов В.В., Эльконин Д.Б., Выготский Л.С. и многих других; проблема успешности обучения младшего школьника целиком зависит от развития внимания, а особенно основным его свойств, таких, как устойчивость и сосредоточенность.

     Именно исходя из этого современному учителю необходимо больше времени уделять развитию и формированию внимания в процессе обучения младшего школьника.

В связи с этим существует проблема взаимообусловленности внимания и характера учебной деятельности.

 Таким образом, актуальность исследования обусловлена потребностью современной начальной школы в улучшении результатов учебной деятельности детей младшего школьного возраста и влияние на эту успешность таких свойств внимания, как устойчивость и сосредоточенность.

Цель исследования состоит в изучении особенностей развития устойчивости внимания младшего школьника, как одно из главных условий успешного обучения в школе.

Данная цель исследования определила постановку следующих задач:

  1. Проанализировать  психолого-педагогическую литературу по проблеме обучения детей в начальных классах на основании исследований Д.В. Давыдова, И.В. Дубровиной, Д.Б. Эльконина и др.;
  2. Рассмотреть сущность понятий внимание, виды и свойства внимания, особенности развития внимания детей младшего школьного возраста и определить взаимосвязь внимания и учебной деятельности;
  3. Выбрать наиболее рациональные и эффективные методы на развитие  устойчивости внимания младшим школьником;
  4. Провести исследование по представленной проблеме, сопоставить полученные данные и сформулировать итоговые выводы.

Объектом исследования являются особенности учебной деятельности младших школьников.

Предмет исследования – изучение развития устойчивости внимания младшего школьника, как условие успешного обучения в начальных классах.

Гипотеза исследования: Если работу по развитию устойчивости внимания младшего школьника организовать, использовав эффективные методы и приемы, с учетом возрастных особенностей детей данного возраста, то это будет способствовать успешному развитию учебной деятельности.

В соответствии с поставленными задачами в исследовании использовались следующие методы:

Теоретические – теоретический анализ методической,  дидактической, психологической литературы и результатов исследования.

Эмпирические – изучение продуктов деятельности учащихся, специальные задания.

Практическая значимость исследования заключается в использовании материалов данной работы в учебном процессе и в будущей профессиональной деятельности.

Структурно работа представлена введением, тремя главами, заключением, списком литературы и приложением.

Первая глава посвящена рассмотрению особенностей успешности детей в учебной деятельности.

 

Для написания первой главы мы опирались на таких исследователей, как Д.Б. Эльконин, И.В. Дубровина, М.В. Матюхина, Л.С. Выготский и др.

Проанализировав определения учебной деятельности таких авторов, как И.В. Дубровина, А.К. Маркова, мы пришли к выводу, что учебная деятельность – это деятельность субъекта, т.е. ученика, по овладению обобщенными способами учебных действий и самоизменению, самосовершенствованию в процессе решения учебных задач.

Также в первой главе мы рассматривали структуру учебной деятельности, таких авторов как Д.Б. Эльконин и И.В. Дубровина, ее компоненты: мотивы учения, учебная задача, учебные действия, контроль и оценка. Рассмотрели и изучили взаимосвязь процесса обучения с психическим развитием ребенка младшего школьного возраста.

Вторая глава характеризует психолого-педагогические аспекты внимания как познавательного процесса и особенности его функционирования в младшем школьном возрасте. Вторая глава основана на исследованиях таких ученых, как Р.С. Немов, Е.И. Рогов, А.А. Крылов, В.С. Мухина и др. Проанализировав различные понятия внимания таких авторов, как И.В. Дубровина, Р.С. Немов, А. Ребер и др., мы пришли к выводу, что внимание – это сосредоточенность сознания человека на одной информации, важной для него в данный момент и игнорирование другой не важной и не существенной.

Помимо этого, мы выделили три вида внимания (непроизвольное, произвольное и послепроизвольное) и пять свойств внимания (объем, распределение, переключаемость, устойчивость и сосредоточенность), также мы выяснили особенности развития внимания младшего школьника.

Третья глава посвящена проведению исследования зависимости успешного обучения детей в начальной школе от развития устойчивости их внимания.

Базой исследования явилась МОУ средняя общеобразовательная школа № 32, учащиеся 3 «Б» класса.

Работа была проведена в 3 этапа:

  1. Констатирующий этап;
  2. Формирующий этап;
  3. Контрольный этап.

На констатирующем этапе исследования была проведена работа по выявлению группы детей с низким уровнем устойчивости внимания и средним баллом по основным предметам ниже «4». Для этого были использованы ряд методик: «Методика Мюнстерберга», «Таблица Шульте» и «Кольца Ландольта», а также анализ данных классного журнала успеваемости учащихся.

По результатам этих методик, а также анализа журнала, была выявлена группа детей в составе 7 человек с низким уровнем устойчивости внимания и средним баллом по основным предметам от 2,8 до 3,9.

На формирующем этапе была проведена коррекционная работа по улучшению уровня устойчивости внимания состоящая из 6 занятий, каждое  из которых включает ряд заданий и упражнений.

 

Далее на контрольном этапе исследования, мы провели подобные методики и, по данным результатов этих методик, мы определили, что в ходе проделанной коррекционно-развивающей работы на формирующем этапе, у детей значительно улучшились показатели уровня устойчивости внимания.


Возврат в Дипломные работы  Заказать эту работу